Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяная геополитика: Россия балансирует между Багдадом и иракскими курдами

Нефтяная геополитика: Россия балансирует между Багдадом и иракскими курдами

Ситуация с визитом главы «Роснефти» Игоря Сечина в Ирак показывает целый ряд проблем, существующих в нашем энергетическом комплексе – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Между Багдадом и Иракским Курдистаном существует конфликт

Причиной этого является то обстоятельство, что в феврале прошлого года компания «Роснефть» заключила ряд договоров с правительством Иракского Курдистана, включая и контракт на покупку и продажу добытой там нефти.
 
После этого – уже в сентябре, в Иракском Курдистане состоялся референдум о независимости этого региона от Ирака, который Багдад, естественно, не признал. Одним из результатов данной ситуации стало решение Багдада о признании всех сделок, заключенных Иракским Курдистаном с внешними партнерами недействительными, включая и контракты с «Роснефтью».
 
Таким образом, Сечин этим своим визитом хочет разрешить те правовые последствия, которые возникли у «Роснефти» из-за конфликта, который имеет сегодня место быть в Ираке между Багдадом и Иракским Курдистаном.
 
Особенно здесь стоит обратить внимание на то обстоятельство, что «Роснефть» признала, что все соглашения заключены по местному законодательству, поэтому с точки зрения Багдада они с правовой точки зрения являются ничтожными.

Российские энергетические компании очень часто самостоятельно работают на внешнем рынке

Ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что эта ситуация говорит о том, что российские нефтяные компании часто принимают самостоятельные решения по сотрудничеству с внешними контрагентами.
 
«Здесь можно поставить вопрос о том, зачем российские энергетические компании идут в добычные проекты за пределами нашей страны. Это совершенно непонятно, и это, по сути своей, является неправильной политикой», - констатирует Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, сколько бы такие российские структуры не говорили, что они являются точно такими же коммерческими компаниями, как все остальные, существует убеждение, что любая из них должна действовать в интересах своего основного собственника, а им в случае с «Роснефтью» является государство.
 
«Есть сомнение, что в интересах нашего государства лежит инвестирование российских денег в бюджеты тех стран, которые сегодня конкурируют с нами на глобальном рынке энергетических ресурсов. Будь это Ливия, Ирак, Венесуэла или любые другие возможные контрагенты по подобному энергетическому сотрудничеству», - заключает Юшков.

«Роснефть» изначально вложилась в крайне рисковый проект

Как замечает эксперт, это давняя проблема, и здесь Москве необходимо сделать стратегический выбор – допускать российские государственные компании к добычным проектам за рубежом или все-таки ввести на это безусловный запрет.
 
«Также наши компании очень любят вкладывать деньги в сверхприбыльные, но, в то же время, и сверхрисковые проекты – перед нами есть пример «Лукойла», который вошел в проект «Западная Курна-2». Это исключительно успешный проект, и Ирак увеличил свою суммарную добычу нефти только за счет этого месторождения», - резюмирует Юшков.
 
«Лукойл», впрочем, в этом плане действует с политической точки зрения гораздо нейтральней, а вот «Роснефть» взяла на себя в этом вопросе, своего рода, дипломатическую роль. Для этого данная структура вошла в Венесуэлу, чтобы укрепить двусторонние отношения между Москвой и Каракасом, а также проводит почти такую линию линию в рамках инвестирования в Иракский Курдистан.
 
«В этом вопросе есть и геополитический аспект, который заключается в том, что в «Роснефти» считают, что вкладывая деньги в этот регион, мы улучшим свои отношения с курдами на всем Ближнем Востоке. Логика «Роснефти» была основана именно на этом, с чем и был связан весь этот серьезный риск с вложениями в Иракский Курдистан», - констатирует Юшков.

По этому конфликту будет найден какой-то компромисс

«Роснефть» не ставила перед собой прямой задачи получить экономическую выгоду от этих проектов, а хотела закрепиться в данном регионе, который, несмотря на заявления Багдада, не контролируется иракской центральной властью.
 
«Иначе объяснить эти рисковые начинания «Роснефти» в Иракском Курдистане очень сложно, поскольку изначально было хорошо известно, что существует конфликт между Эрбилем и Багдадом, причем иракские власти всегда угрожали иностранным компаниям санкциями за работу в этом регионе по местному курдистанскому законодательству», - заключает Юшков.
 
Здесь не было бы проблем, если бы наши компании работали только в Иракском Курдистане, но на сегодня это не так – они оперируют по всей территории Ирака, из-за чего и возник данный конфликт правовых юрисдикций.
 
«Также ситуацию усугубляет и тот момент, что курды в своей внешней политике ориентируются на США, которые в настоящий момент на Ближнем Востоке находятся в прямом геополитическом противостоянии с нашей страной», - резюмирует Юшков.
 
Поэтому риски «Роснефти» в Иракском Курдистане изначально были очень большими, и теперь данной российской компании будет очень сложно выйти из этой истории, не потеряв большей части своих инвестиций.
 
«Скорее всего, конфликт будет заморожен, а судьба инвестиций решится благодаря целому раунду очень сложных переговоров, причем, курды все равно не откажутся от своей линии, которая заключается в ставке на США», - констатирует Юшков.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.02.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики