Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт усмотрел противоречие в решениях Стокгольмского арбитража по делу Газпром-Нафтогаз

Эксперт усмотрел противоречие в решениях Стокгольмского арбитража по делу Газпром-Нафтогаз

Заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с Ruposters указал на противоречия в вердиктах Стокгольмского арбитража по двум делам "Нафтогаза Украины" против российского "Газпрома".

По словам эксперта, оба дела рассматривали одни и те же судьи, однако они руководствовались противоположными принципами в ходе двух разбирательств. 

"В первом случае арбитры приняли решение не применять на протяжении 2013-2017 годов правило "бери и плати" к "Нафтогазу", хотя оно было прописано в договоре. Тем самым они позволили "Нафтогазу" и Украине избежать банкротства", - пояснил Гривач, добавив, что если бы судьи решили применить это правило, Украине пришлось бы выплачивать неподъемные деньги. В итоге суд обязал украинскую сторону выплатить РФ лишь $2 млрд, что в Киеве посчитали "победой".

"А во втором случае арбитры, несмотря на то что такого правила в транзитном контракте нет, обязали "Газпром" оплатить недотранзитированные объемы", - говорит эксперт. При этом, по его мнению, у "Газпрома" были достаточные основания для снижения поставок газа через украинскую территорию. Снизилось потребление топлива в Европе, кроме того, появился альтернативный украинскому маршрут - был введен "Северный поток".

"Предположу, что такие двойные стандарты были применены неспроста. Возможно, это поиск решения под заранее подготовленный план. Украина не должна ничего платить, как минимум, а еще лучше, чтобы что-нибудь заплатила Россия. Компенсировать платежи, которые Украина должна вернуть по долгу по облигациям Минфину. Взяли с потолка, понятия вот такие".

Гривач считает, что у "Газпрома" есть шансы оспорить последнее решение арбитража, поскольку указанные противоречия "явные и бросаются в глаза". Проблема лишь в том, что разбирательство может затянуться, что поставит под угрозу переговоры по продлению транзитного контракта с Украиной, завершающегося менее чем через 2 года.

"С учетом того, что происходит на рынках Европы и высокого спроса на российский газ, Европе этот транзит нужно сохранять не только по политическим, но и по инфраструктурным требованиям. Даже после строительства "Северного потока-2" и "Турецкого потока" мощностей не будет хватать без украинского маршрута. Но чтобы транзит был продлен, должны быть нормальные переговоры и коммерчески обоснованные решения. С этим конфлитом это проблематично", - считает эксперт. Он не исключил, что "Нафтогаз" сможет в любой момент обострить ситуацию, например, изъять газ из транзита в счет платежа. 

Как писал Ruposters, ранее "Газпром" подтвердил обязательство выплатить "Нафтогазу" $2,56 млрд. Компания намерена оспорить это решение.

Источник: Ruposters, 01.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики