Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт усмотрел противоречие в решениях Стокгольмского арбитража по делу Газпром-Нафтогаз

Эксперт усмотрел противоречие в решениях Стокгольмского арбитража по делу Газпром-Нафтогаз

Заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с Ruposters указал на противоречия в вердиктах Стокгольмского арбитража по двум делам "Нафтогаза Украины" против российского "Газпрома".

По словам эксперта, оба дела рассматривали одни и те же судьи, однако они руководствовались противоположными принципами в ходе двух разбирательств. 

"В первом случае арбитры приняли решение не применять на протяжении 2013-2017 годов правило "бери и плати" к "Нафтогазу", хотя оно было прописано в договоре. Тем самым они позволили "Нафтогазу" и Украине избежать банкротства", - пояснил Гривач, добавив, что если бы судьи решили применить это правило, Украине пришлось бы выплачивать неподъемные деньги. В итоге суд обязал украинскую сторону выплатить РФ лишь $2 млрд, что в Киеве посчитали "победой".

"А во втором случае арбитры, несмотря на то что такого правила в транзитном контракте нет, обязали "Газпром" оплатить недотранзитированные объемы", - говорит эксперт. При этом, по его мнению, у "Газпрома" были достаточные основания для снижения поставок газа через украинскую территорию. Снизилось потребление топлива в Европе, кроме того, появился альтернативный украинскому маршрут - был введен "Северный поток".

"Предположу, что такие двойные стандарты были применены неспроста. Возможно, это поиск решения под заранее подготовленный план. Украина не должна ничего платить, как минимум, а еще лучше, чтобы что-нибудь заплатила Россия. Компенсировать платежи, которые Украина должна вернуть по долгу по облигациям Минфину. Взяли с потолка, понятия вот такие".

Гривач считает, что у "Газпрома" есть шансы оспорить последнее решение арбитража, поскольку указанные противоречия "явные и бросаются в глаза". Проблема лишь в том, что разбирательство может затянуться, что поставит под угрозу переговоры по продлению транзитного контракта с Украиной, завершающегося менее чем через 2 года.

"С учетом того, что происходит на рынках Европы и высокого спроса на российский газ, Европе этот транзит нужно сохранять не только по политическим, но и по инфраструктурным требованиям. Даже после строительства "Северного потока-2" и "Турецкого потока" мощностей не будет хватать без украинского маршрута. Но чтобы транзит был продлен, должны быть нормальные переговоры и коммерчески обоснованные решения. С этим конфлитом это проблематично", - считает эксперт. Он не исключил, что "Нафтогаз" сможет в любой момент обострить ситуацию, например, изъять газ из транзита в счет платежа. 

Как писал Ruposters, ранее "Газпром" подтвердил обязательство выплатить "Нафтогазу" $2,56 млрд. Компания намерена оспорить это решение.

Источник: Ruposters, 01.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики