Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «"Газпром", судя по всему, очень обижен на решение Стокгольмского арбитража»

«"Газпром", судя по всему, очень обижен на решение Стокгольмского арбитража»

Константин Симонов в эфире «Ъ FM» — о решении компании 

«Газпром» объявил о немедленном расторжении всех контрактов с Украиной. Речь идет и о поставке, и транзите газа через страну. Контракты с «Нафтогазом Украины» будут расторгнуты в Стокгольмском арбитраже, заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он также отметил, что решение суда по контрактам двух компаний нарушило баланс интересов. Ранее Стокгольмский арбитраж обязал «Газпром» платить за транзит по территории Украины 110 млрд куб. газа ежегодно. Также суд обязал российскую компанию доплатить «Нафтогазу» более $4,5 за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Ведущий «Коммерсантъ FM» Юрий Абросимов обсудил ситуацию с директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

— Можно ли трактовать произошедшее как то, что у кого-то сдали нервы?

— Я бы несколько по-другому все-таки выразился. Не то что сдали нервы, скорее, речь идет о том, что «Газпром», судя по всему, действительно очень обижен на решение Стокгольмского арбитража, и я могу понять эти эмоции. Потому что суд не слишком внятно, мягко скажем, обосновал свое решение.

Напомню, что получается, что Стокгольмский арбитраж разрешил Украине в десять раз снизить размер закупки газа, который там был по принципу «take or pay» — «бери или плати», основываясь на том, что ситуация в украинской экономике серьезно изменилась. Но проблема заключается в том, что ситуация и в Европе изменилась, и там в определенное время началось сокращение потребления газа, в связи с чем произошло снижение транзита через Украину. Скажем, в прошлом году транзит через Украину составил 93 млрд куб., и, в общем-то, это довольно неплохие показатели.

Но, получается, что Стокгольмский арбитраж, когда речь шла об Украине, сказал, что показатели «take or pay» мы снижаем, а для России показатели «ship or pay», то есть «качай или плати», оставляем, при том что на самом деле в контракте не были прописаны штрафные санкции. Там есть действительно пункт, по которому «Газпром» берет на себя обязательства прокачивать 110 млрд кубов, но нет совершенно никаких штрафных санкций, в отличие от пункта «бери или плати». Вот в нем-то совершенно четко написано, сколько стоит невыполнение этого правила.

Таким образом, Стокгольмский арбитраж к Украине применяет одни правила, к «Газпрому» — другие, при этом называет сумму штрафа для российской компании, даже не объясняя, на основании чего она вообще рассчитана, потому что в контракте никаких исходных цифр для этой математики не было.

В этом плане «Газпром» действительно, на мой взгляд, обиделся на эту историю, и, я думаю, поступил так — раз вы, собственно, стали действовать по правилам, мы тоже по ним будем играть. После чего российская компания вернула Украине предоплату. Формально она здесь тоже права, потому что Украина не успела внести ее в нужные сроки. «Газпром» мог бы ее принять. Думаю, что если бы не было стокгольмского решения, это так бы и произошло. Но теперь он пошел на принцип и пытается применить правовые механизмы, которые повернули против него.

Понимаете, когда есть коммерческий спор, то вы можете закрыть глаза на какие-то пункты, а можете специально на них обращать внимание. Тем более в пятницу, напомню, глава «Нафтогаза» заявил, что раз «Газпром» вернул предоплату, то украинская сторона считает, что принцип «take or pay» больше не действует.

— Но в Европе уже очень, скажем так, напряглись, и возникает вопрос, сможет ли «Газпром» поставить весь газ в Европу без украинского транзита?

— А вот об этом речи не идет. Россия транзитировала через Украину примерно 93-94 млрд кубов при общем объеме поставок в 194 млрд кубов. То есть вы видите, что практически половину, чуть меньше, мы прокачивали через соседнюю страну. Нигде не говорится, и это важный момент, о том, что мы прекращаем транзит газа через территорию Украины.

Речь идет о том, что прекращается действие договоров с Украиной, то есть это означает, что транзит должен быть оформлен какими-то другими соглашениями.

Но сегодня транзитный договор, по большому счету, уже не действует, потому что на один из его пунктов долгое время закрывали глаза, а теперь Стокгольмский арбитраж их приоткрыл, и все вылилось в такое решение. Я не думаю, что «Газпром» говорит о том, что мы полностью прекратим поставки газа через Украину. Сегодня, конечно, без «Северного потока-2», без «Турецкого потока» поставлять нынешние текущие объемы газа в Европу без Украины нельзя. И «Газпром» это прекрасно понимает.

Источник: Коммерсантъ FM, 02.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики