Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитики о новой войне между «Газпромом» и «Нафтогазом»

Аналитики о новой войне между «Газпромом» и «Нафтогазом»

Сохранить украинский транзит важно обеим компаниям, но без посторонней помощи они могут не договориться

В пятницу, 2 марта, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что компания вынужден немедленно начать в Стокгольмском арбитраже процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом Украины» на поставку и транзит газа. Так Миллер отреагировал на решение Стокгольмского арбитража, который обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

Эскалация конфликта была заложена в противоречивых решениях арбитража, поэтому это не является неожиданностью. Сейчас важно, чтобы все заинтересованные стороны, прежде всего «Газпром» и европейские партнеры, совместно работали над недопущением сбоя транзита.

Сохранение украинского транзита – важная цель для европейских политиков. Теперь нужно найти взаимоприемлемую форму дальнейшего сотрудничества и ускорить строительство новой инфраструктуры, необходимой для энергобезопасности Европы.

Старший директор S&P Global Ratings Елена Ананькина

Наш текущий рейтинг [«Газпрома»] исходит из базового сценария продолжения экспорта в Европу. Мы всегда считали украинский транзит источником неопределенности, но сейчас риски, похоже, повышаются. Насколько мы понимаем, на данный момент Газпром только обращается в суд, и работа с документами может длиться месяцами. Но если не удастся достичь стабильных договоренностей по транзиту, в перспективе это может серьезно ухудшить ситуацию и для «Газпрома», и для европейского газового рынка.

Мы исходим из того, что все стороны – и «Газпром», и европейские потребители, и «Нафтогаз» – заинтересованы в продолжении транзита, острый газовый кризис всем лишь повредил бы. Для «Газпрома» экспорт в Европу был и остается одним из основных источников прибыли, а Украина – один из основных транзитных коридоров (больше половины транзита в 2017 г.) как минимум пока «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» не построены. И даже если и когда они будут построены, для покрытия сезонных пиков спроса могут потребоваться украинские трубы и украинские ПХГ. «Газпром» – это треть европейского рынка, без «Газпрома» европейский рынок не балансируется даже с учетом возможностей дополнительных поставок СПГ, будущего «Шах-Дениз – 2» и др. Сейчас погода в Европе рекордно холодная, и без «Газпрома» трудно удовлетворить пиковый спрос. А СПГ объективно дороже трубопроводного газа.

Изменение договоренностей на пике спроса на газ, до истечения текущего контракта на транзит, может быть инструментом «холодной войны», угрозой, которую никому не выгодно исполнять. Возможно, цель как раз и состоит в том, чтобы найти мирное разрешение конфликта, вовлекая Европу в качестве посредника в переговорах по транзиту (что было бы только полезно, учитывая политическую напряженность). Возможно, кто-то надеется, что неопределенность в отношении украинского транзита поможет осознать риски транзита получить необходимые одобрения для «Северного потока – 2» и «Турецкого потока», что помогло бы диверсифицировать транзитные риски.

Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин

Европейцев беспокоит судьба транзитного контракта – в прошлом году транзит газпромовского газа через Украину в Европу (включая Турцию) составил 91 млрд куб. м.

Разрыв контракта усилит недоверие Европы к надежности поставок газа из России. Репутация «Северного потока» уже подпорчена сокращением поставок зимой 2014-2015 гг., когда «Газпром» пытался подорвать ресурсную базу украинского реверса.

Директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко

Попытка расторгнуть газовые контракты в одностороннем порядке может сделать ситуацию неуправляемой и привести к обострению отношений между Киевом и Москвой. Очевидно, что Москва уязвлена решением Стокгольмского арбитража и дальнейшие действия могут носить эмоциональный характер. Самый наилучший вариант развития событий – переговоры в спокойном режиме – сейчас вряд ли возможны. Однако в итоге альтернативы переговорам нет – «Газпром» продолжает зависть от Украины как от страны-транзитера, а для Украины $2 млрд валютной выручки – достаточно значимая сумма.

Сложившаяся ситуация может негативно сказаться на имидже «Газпрома». В Европе еще живы воспоминания о перебоях с поставкой газа в 2006 и 2009 годах, которые «Газпрому» часто припоминают. Украина, скорее всего, попытается избежать необходимости отбирать газ и воспользуется возможностью закупки реверсного газа из Европы – ей сейчас как никогда нужно закрепить за собой имидж надежного транзитера. В то же самое время, «Газпром» может начать восприниматься как компания, которая игнорирует решения арбитража и разрывает договоры в одностороннем порядке – это явно не будет способствовать разрешению всех противоречий, связанных со строительством «Северного потока – 2». 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 02.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики