Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заявления Порошенко о положении контракта с Газпромом опровергнуты

Заявления Порошенко о положении контракта с Газпромом опровергнуты

Вопреки заявлению украинского президента, Газпром имеет юридическую возможность в одностороннем порядке разорвать газовые контракты с Украиной, но в реальности российская компания вряд ли пойдет на такой шаг, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Эксперт отметил, что юридически Газпром действует верно: сначала он объявил о намерении разорвать контакт, а затем решил обратиться в суд. В любом контракте есть пункт о возможности его пересмотра по решению сторон или решению суда. Но пока этого решения нет, Газпром продолжает соблюдать контракт.

«Любой контракт является юридическим документом. Каждая из сторон имеет право поставить вопрос, правильный ли он, и расторгнуть его. Важный момент заключается в том, что Газпром, в отличие от Украины, говорит, что начинает процедуру расторжения и идет в арбитраж. То есть он не говорит, как Украина: «Мы прекращаем действие контракта, а только потом пойдем в арбитраж», – отметил эксперт.

В то же время Симонов подчеркнул, что Газпром не может сегодня прекратить транзит газа через Украину. В прошлом году через страну было прокачано 194 млрд кубометров, из них более 93 пришлись на саму Украину.

«Мы не можем взять и убрать половину нашего экспорта в Европейский союз. ЕС уже выразил озабоченность, что может понизиться давление газа в трубе. У Киева есть опасный путь несанкционированного отбора российского газа, когда встанет выбор, кому замерзать: Европе или Украине. Что он выберет? Пока Украина предпочитает ограничить собственное потребление. А что будет завтра – непонятно», – сказал Симонов.

Вариант с перекрытием транзита газа эксперт называет «очень опасным». «Поскольку половина транзита идет через Украину, а контракт нужен для того, чтобы определить условия этого транзита. Да, там есть пункт по поводу 110 млрд [кубометров газа] транзита, который Газпром не устраивает и к чему зацепилась Украина (речь о пункте контракта, обязывающем российскую компанию прокачивать такой объем через украинскую ГТС ежегодно – прим. ВЗГЛЯД).

Почему Газпром настаивает на расторжении контракта? Стокгольмский арбитраж признал, что эта цифра является действующей. Но поскольку она не может быть выполнена в нынешней ситуации, это означает, что Газпром, если он признает этот контракт, попадает на штраф в 2018 и 2019 году. Если он юридически промолчит, то «Нафтогаз» опять пойдет в суд и будет пытаться взыскать эти деньги при том, что никто так и не объяснил, по какой формуле считался этот штраф. Но если предположить, что контракта нет, тогда нет условий транзита газа в Европу через Украину. В этом плане Газпром не может в одностороннем порядке разорвать этот договор», – подытожил Симонов.

Напомним, ранее в пятницу Порошенко выразил уверенность в том, что контракты «Нафтогаза» и Газпрома не будут расторгнуты, так как якобы в документах не предусмотрено такой возможности.

В пятницу председатель правления российской газовой компании Алексей Миллер заявил, что Газпром инициировал расторжение контрактов на поставку и транзит газа с украинской компанией.

Это стало ответом на решение Стокгольмского арбитража, обязавшего Газпром выплатить украинской стороне компенсацию в 4,63 млрд долларов

Источник: Взгляд, 02.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики