Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На волне конфликта: Россия может предложить Украине и Европе два "газовых сценария"

На волне конфликта: Россия может предложить Украине и Европе два "газовых сценария"

Закупка "Нафтогазом" европейского газа в 4 раза дороже, чем обошелся бы российский – логичный итог действий Киева в последние месяцы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Логика "Газпрома" после решения Стокгольмского арбитража в газовом споре с Украиной вполне понятна – суд досконально пересмотрел условия действующего между двумя странами контракта, так что в его рамках работать стало невозможно. И нужно было подписывать дополнительное соглашение, которое корректировало бы договоренности с учетом вердикта арбитров – российская компания предлагала "Нафтогазу" сделать это еще 8 декабря. Этот шаг позволил бы возобновить легальные продажи.
 
Украинская сторона привычно заявляла, что российского газа не покупает и соглашения ей не нужны. Заявления Киева, что пришлось покупать дорогой газ в ЕС лицемерны – реверсные поставки с первого дня были существенно дороже, чем топливо из РФ по действующим контрактам. Европа живет в реалиях спотового рынка: похолодало – газ дорожает, теплеет – цены снижаются. В рамках договоренностей с РФ Украина столь высоких цен бы не знала, так как в контракте предусмотрен намного более щадящий механизм ценообразования. Киев просто пожинает плоды собственной политики", - отмечает эксперт.
 
Коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко объявил, что из-за расторжения контрактов с "Газпромом" Украине пришлось закупать газ из Европы в четыре раза дороже. Киеву поставки из Польши обошлись примерно в $1 тыс. за тысячу кубометров. Он счел, что убытки страны из-за срыва поставок должна компенсировать российская компания. Витренко объявил, что Киев "имеет юридическую возможность" требовать с "Газпрома" компенсацию. Аргументов, подтверждающих такую позицию, киевский чиновник по обыкновению не привел.
 
"Сейчас вполне возможен сценарий, что Киев активизируется и "начнет поиск" активов "Газпрома на Украине. Самый значимый и дорогостоящий актив – газ, идущий транзитом из РФ в Европу по украинской "трубе". Если Киев арестует этот газ, ЕС его не получит, что вызовет серьезные проблемы в Евросоюзе.
 
 В 2017 году Россия 193 млрд кубометров газа направила в дальнее зарубежье, из них 93 млрд прошли через территорию Украины. Если бы эта страна случайно не стала бы обладательницей монополией на российский транзит, всей этой истории бы не возникло. Никогда не появилось бы абсурдное и "перекошенное" решение арбитража ЕС, Киев бы сам не смог устраивать газовых скандалов. Все вопросы просто бы встали на коммерческие рельсы. Именно этого РФ добивается, реализуя проекты по строительству альтернативных газопроводов в ЕС", - подчеркивает специалист.

Два сценария

28 февраля Стокгольмский арбитраж обязал "Газпром" выплатить "Нафтогазу" $4,63 млрд за недопоставку газа по транзитному договору. С учетом задолженности Украины сумма сократилась до $2,56 млрд. В свою очередь глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания приступает к расторжению всех ранее заключенных с Украиной контрактов. Он объяснил это тем, что решение Стокгольмского арбитража нарушило интересы "Газпрома".
 
Киев моментально ощутил последствия этого шага: украинские газовые ТЭС начали экстренно переводить на мазут, до 12 марта прекращена работа всех детсадов, школ и вузов на Украине. Жителей страны призвали экономить газ, в том числе "прикрутить на пару градусов" отопление в жилых помещениях. 3 марта президент Украины Петр Порошенко заявил о стабилизации ситуации с газоснабжением в стране. По его словам, импорт из стран Евросоюза на утро 3 марта увеличился с 4 млн до 29 млн кубометров.
 
"Что сделал арбитраж Стокгольма? Он не просто не разрешил спорную ситуацию между "Газпромом" и "Нафтогазом", но загнал ее в тупик окончательно, усугубив проблему. Понятно лишь, что "Газпром" не намерен заключать контракты более долгие, чем до конца 2019 года. К тому времени должны заработать "Северный поток-2" и "Турецкий поток", и с 1 января 2020 года все договоренности о поставках в Европу, как и договоренности с Украиной, начнутся с чистого листа.
 
Сегодня видятся лишь два сценария развития событий. Первый – ситуацией воспользуются американцы, чтобы "продавить" в Европу свой дорогой сжиженный природный газ и максимально блокировать строительство "Северного потока-2". Россию этот вариант, конечно, не устроит, и она найдет варианты противодействия. Второй вариант более конструктивен – в результате трехсторонних переговоров формата "Россия-Европа-Украина", куда категорически не будут допущены США, стороны находят приемлемое для всех решение. Пока сложно предположить, какой именно путь выберет Киев.
 
При этом все, кто раньше осознавал риски транзита через Украину и необходимость строительства альтернативных газопроводов, лишь укрепятся в своем мнении. Это Германия, Франция, Италия, Австрия, Чехия и ряд других стран ЕС. Противники "Северного потока -2", вроде Польши, Прибалтики и часть евробюрократии, продолжат отстаивать свою точку зрения. Но чем больше Украина создает проблем, тем больше европейцев приходят к выводу, что все эти непонятные риски им не нужны. И такие выводы отнюдь не прибавят бонусов Украине в лазах Евросоюза", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 05.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики