Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Беларусь отказаться от российской электроэнергии?

Сможет ли Беларусь отказаться от российской электроэнергии?

В конце прошлого года министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик, выступая в парламенте, заявил, что республика не смогла договориться с Россией об условиях закупки электроэнергии в 2018 г., поэтому в новом году импортировать ее не будет. А 21 февраля 2018 г. Потупчик сообщил, что впервые в своей истории Беларусь отказалась от импорта электроэнергии из других государств и теперь является самодостаточной в этом сегменте страной. Данное достижение, безусловно, важно для Беларуси, но отказ от импорта российской электроэнергии именно сейчас вызывает ряд вопросов и выглядит довольно странно.

Во-первых, стоит сказать, что отказ Минска от импорта электроэнергии был ожидаем, но он должен был произойти как минимум в 2019 г., когда планируется запустить первую очередь строящейся Белорусской АЭС мощностью 1200 МВт. Второй энергоблок аналогичной мощности должен вступить в строй в 2020 г. В случае, если бы Беларусь направила весь объем вырабатываемой на АЭС электроэнергии на внутренний рынок, это позволило бы полностью ликвидировать дефицит. Атомная станция сможет вырабатывать около 18 млрд кВт·ч в год, а объем импорта электроэнергии в 2017 г. составил 2,733 млрд кВт·ч. (весь объем получен из России).

электробаланс в Беларуси.png

Источник: Белстат

Учитывая, что в Беларуси в год потребляется 36-38 млрд кВт·ч, то поставки из России составляют примерно 9,5% от потребления электроэнергии республики (рассчитано по данным Белстата на 2016 г.). Это довольно большой объем.

Нынешний отказ от закупок российской электроэнергии порождает вопрос: каким образом Беларусь может отказаться от импорта при отсутствии нового крупного источника генерации в виде той же АЭС?

Потупчик в своих заявлениях утверждает, что Беларусь увеличила генерацию на своих газовых электростанциях. Можно предположить, что ранее республика не использовала станции на полную мощность, так как часть из них выдавала электроэнергию с высокой себестоимостью. Поэтому, чтобы конкурировать с российскими поставками электричества, нужно было иметь дешевое сырье.

В 2018 г. действительно изменились расценки на российский газ. Если в 2017 г. средняя стоимость российского газа составила $146,2 за тыс. куб. м, то в 2018 г. действует фиксированная цена – $129 за тыс. куб. м, в 2019 г. она будет снижена до $127, а с 2020 г. стороны и вовсе договорились приравнять Беларусь к российским регионам, т.е. цена будет такой же, как в Смоленской области плюс стоимость доставки.

Можно сделать предположение, что сокращение стоимости газа на $20 на 1 тыс. куб. м делает генерацию на белорусских ТЭС более конкурентоспособным вариантом получения электроэнергии по сравнению с импортом из России. Слабость данной версии состоит в самом предположении конкуренции внутренней генерации с поставками из России по стоимости газа. Получается, что чем дороже российский газ был для Беларуси, тем меньше она должна была бы самостоятельно генерировать и больше импортировать готовой электроэнергии из России, ведь в регионах РФ газ всегда был относительно дешевым. А мы не видим корреляции объемов импорта электроэнергии с ценой на российский газ в статистике поставок, что видно из таблицы ниже.

Таблица 1. Сопоставление цен на газ из РФ и объема импорта электроэнергии Беларусью 

 

 2012 

 2013

 2014 

 2015 

 2016 

 2017 

 Среднегодовая цена на газ из РФ (долл. за тыс. куб. м) 

168,4

165,7

170,1

144,5

136,6

146,2

Объем импорта электроэнергии (млрд кВт·ч.)

7,9

6,7

3,8

2,8

3,2

2,7

Источник: Белстат

Цифры скорее говорят о том, что Беларусь все время использовала максимальную мощность своих газовых станций. В этом случае стоит рассматривать версию о повышении энергоэффективности белорусской экономики, когда для успешного функционирования республике нужно меньше электроэнергии. Действительно, Беларусь год от года снижала энергоемкость экономики, но это происходило постепенно. И свидетельств большого рывка в этом направлении за последние несколько месяцев нет. К тому же каждый последующий шаг на пути энергоэффективности дается все сложнее и дороже, поэтому рывки возможны как раз в начале пути, а не на последних отрезках.

эффективность производства тепловой и.png

Источник: Белстат 

Если в Беларуси не появилось новых источников генерации, газовые станции как работали, так и работают на полную мощность, а энергоэффективность революционно не увеличилась, значит, и отказаться от импорта электроэнергии страна пока не может. Точнее, может, но ненадолго.

Сейчас Беларусь прекратила закупки и стремится в переговорах добиться лучших условий. Мы уже наблюдали подобную стратегию в нефтяной сфере, когда Минск говорил о переходе на сырье из Венесуэлы и Ирана. Однако времени на торги мало. Если посмотреть статистику таможенной службы РФ, то мы увидим, что закупки электроэнергии Беларусью в России в первом и четвертом кварталах каждого года были значительно меньше, чем в остальное время.

динамика поставок.png

Источник: ФТС РФ. Примечание: Данные указаны в тыс. долларов США, что позволяет понять динамику поставок. Данные за 4-й квартал 2017 г. в ФТС пока отсутствуют. 

Отсюда можно сделать вывод, что ближе к апрелю стороны вернутся к торговле электроэнергией. Российская «Интер РАО» уже заявила, что готова начать поставки при обращении по запросу белорусской стороны. Вместе с тем, скоро вопрос закупок электроэнергии уйдет в прошлое. После ввода в эксплуатацию энергоблоков возводимой «Росатомом» Островецкой АЭС в 2019-2020 гг. Беларусь не только сможет отказаться от закупок, но и получит возможность экспортировать свою электроэнергию за рубеж.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 05.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики