Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Киев жалуется на то, чем два года хвастался

И. Юшков: Киев жалуется на то, чем два года хвастался

Конфликт "Нафтогаза" и "Газпрома" обострился. Российская компания после решения стокгольмского арбитража заявила о старте судебного процесса по расторжению долгосрочных контрактов на поставку и транзит газа через территорию Украины. Украинцы в ответ начали экономить газ и потребовали с российской стороны компенсацию за вынужденную покупку топлива по высоким ценам. Однако Киев не забирает газ из российской трубы с конца 2015 г., и до последнего времени гордился тем, что может себе позволить покупать топливо "Газпрома" у европейских поставщиков. Своим экспертным мнением о происходящем с Накануне.RU поделился ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: 

– "Нафтогаз" делает подобные заявления, чтобы продемонстрировать, как "Газпром" по политическим мотивам хочет нанести удар по Украине, "заморозить" ее. И поэтому Украине нужно помогать, выступить единым фронтом против "Газпрома". На Украине видят, что тема проблем в стране постепенно ушла на третий план, на Западе начинается сотрудничество с "Газпромом", активно выдаются разрешения на строительство "Северного потока - 2". Надо было что-то сделать, поэтому началась борьба, очернение "Газпрома".

По факту Украина с ноября 2015 г. не покупает газ напрямую у "Газпрома". Российская компания говорила, что контракт действует и Украина обязана покупать газ, разбирательство в арбитраже касалось этого же. Украина все это время доказывала, что газ из России ей не нужен, хотя газ "Газпрома" "Нафтогаз" покупал по реверсу у европейских трейдеров. Цена газа отображалась в статистике украинского министерства промышленности и торговли, каждая тысяча "кубов" газа, которую они покупали, по реверсу была дороже, чем они могли бы покупать по долгосрочному контракту с "Газпромом". Это продолжается третий год, но почему-то именно сейчас Украина заявила, что вынуждена была закупить газ в Европе дороже. Два года они этим хвастались, а сейчас начали жаловаться.

К тому же непонятно само заявление Витренко: то ли "Нафтогаз" вынужден бы был купить газ по $1 тыс. за кубометр, то ли уже купил. Он не говорит, у кого купили, хотя на спотовых площадках в Европе газ стоит гораздо дешевле. Узнать, какую партию газа и у кого купил "Нафтогаз", невозможно: с одной стороны, коммерческая тайна, с другой – министерство даст только среднюю цену импортного газа по месяцу.

Заявление "Газпрома" о начале расторжения контрактов не означает остановку транзита газа через Украину. Это объявление о начале долгой юридической процедуры. Расторжение контрактов на поставку и транзит газа в арбитражном суде может занять больше года. Не удивлюсь, если процесс продлится до конца 2019 г., а контракты, напомню, заключены до января 2020 г. Одновременно стороны должны обсуждать заключение новых контрактов, так как сейчас ни России, ни Украине, ни Европе невыгодно, чтобы этого контракта не было. Нет соглашения – нет транзита, это понимают все, на Украину сейчас приходится около 45% российского газа, поставляемого в Европу. Возможен вариант обострения ситуации. "Нафтогаз" может обратиться в украинский суд с требованием ареста имущества "Газпрома" на территории Украины на $2,56 млрд – сумму, присужденную "Нафтогазу" арбитражем. Если по данному решению "Нафтогаз" начнет отбирать транзитные объемы, "Газпром" может остановить прокачку через Украину и как раз тогда наступит энергетический кризис.

Чтобы не допустить развития худшего сценария, в качестве третьей стороны нужно привлекать европейцев, как это было при обсуждении зимнего пакета. Этот формат показал себя как работающий, обсуждение новых соглашений также должно идти на трехсторонней основе.

Думаю, Европа в этом конфликте задумается о том, что нужно иметь альтернативный маршрут поставок газа. В то же время те, кто был против строительства "Северного потока-2", продолжат гнуть свою линию. При худшем варианте развития событий США могут договориться с украинцами об аресте объемов газа, что приведет к остановке транзита, чтобы на этом фоне американским поставщикам было выгодно отправлять СПГ в Европу. На этом фоне США ужесточат санкции против "Северного потока-2". Однако украинцы смотрят не только на американские элиты, но и на европейские, а последние не хотят оставаться без топлива. 

Источник: Накануне.Ru, 06.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики