Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нажали на газ: почему Украина решила "продавить" Россию на 20 миллиардов

Нажали на газ: почему Украина решила "продавить" Россию на 20 миллиардов

Отступать Киеву некуда

Россия расторгает с Украиной все газовые контракты. Это не только соглашения на поставку «голубого топлива» Незалежной, но и договор по транзиту сырья по ее территории в страны ЕС, который действует до 2020 года. Москве это грозит штрафами на миллиарды долларов, Европе придется смириться с энергетическим дефицитом в самые морозные дни этой зимы, а «топливные прорехи» Киева окончательно подводят богатую собственными запасами страну к финансовому краху.

«Нафтогаз Украины» получил официальное уведомление «о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж от «Газпрома», — заявил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко, отметив, что Киев не видит оснований для разрыва договора, а объяснения россиян считает «неприемлемыми». 

Такое заявление можно было бы расценить как излишне эмоциональное, похожее на слова Петра Порошенко, объявившего об очередной энергетической независимости от России. Как заявил на днях украинский президент, «я очень благодарен представителю Швеции, за справедливый, объективный и независимый судебный процесс», — отметил он в начале февраля, поблагодарив за компенсацию Украине в $4,6 млрд за сокращение поставок газа по территории Незалежной в 2016-2017-х годах, подтвержденную Стокгольмский арбитражным судом.

Суммируя задолженность Украины за поставки за предыдущие годы, Москве придется вернуть только $2,6 млрд, что также подтверждено Стокгольмским арбитражем. Конечно, $2,6 млрд — это немало. Правда на фоне того, что за поставки топлива в стоимостном выражении «Газпром» в 2017 году получил примерно $38,15 млрд (на 22% больше, чем годом ранее), что следует из статистики Федеральной таможенной службы, эта нагрузка не катастрофически повредит монополии.

Тогда как Украине придется много хуже. Как признает Витренко, «по оперативным данным, средневзвешенная цена газа от европейских поставщиков в марте превысила цену от «Газпрома» (после ее снижения в соответствии с решением Стокгольмского арбитража) почти на 34%». По словам Витренко, его страна несет «огромные убытки», так как цена на топливо у европейских компаний поднималась до $1325 за тысячу кубометров. Российский газ стоит примерно в 4-5 раз дешевле, в связи с чем, Украина требует компенсации разницы стоимости от России.

В конце февраля — начале марта газа в украинских хранилищах стало меньше на 7,5% газовых запасов. Теперь в запасниках страны содержится всего лишь 9,6 млрд кубометров топлива, что является минимальным объемом для поддержания собственного, существенно сниженного внутреннего потребления и обеспечения стабильного транзита газа по территории Незалежной в страны Европейского союза.

«Все поставки должны быть обусловлены контрактными условиями. Они опираются на стоимость нефти. Сейчас законтрактованный газ, поставленный на Украину из России, стоит не менее $400 за тысячу кубометров, хотя прямые поставки из России обходятся Киеву в вдвое дешевле», — отмечает замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «Жонглируя фактами, правительственный блок Украины дискредитирует свою компетентность — надо следить за курсами на сырьевых и товарных биржах. Учитывая, что цены «Газпрома» составляют менее $195 за тысячу кубометров, «Нафтогаз» в данный момент пытается сбыть остатки того, что находится в его хранилищах по более дорогой цене. Причем расчет делается на внутреннее потребление», — отмечает эксперт.

В «Нафтогазе» уверяют, что имеют достаточно средств для закупки газа, а в случае необходимости обратятся во Всемирный банк. Только там вряд ли им поверят. По словам вице-президента этой организации Сирил Муллер, Украина сначала должна показать, что выплачивает долговые обязательства, иначе может потерять возможность привлечения новых кредитов на внешних рынках. Только за 2017 год госолг Украины вырос на $6 млрд до $77 млрд. В 2018 году Киеву нужно вернуть кредиторам более $10 млрд, что составляет примерно треть доходной части госбюджета. При том, в эту сумму не включены долги перед Россией.

Впрочем, окончательные суммы выплат Украины перед Россией будут определены до конца 2018 года, когда Стокгольмский арбитраж вынесет последнее решение по поводу транзита «голубого топлива». Первая газопроводная система России — «Северный поток» уже способна увеличить поставки газа в Европу на 55 млрд кубометров в год. Вторая труба, проложенная по акватории Балтийского моря, расширит пропускную способность вдвое. Ее пуск намечен на 2020 год. Если Россия не подтвердит договор по поставкам через Украину, ее санкционные обязанности грозят составить $4 млрд. Киев способен с помощью союзников из ЕС опротестовать это в суде. Однако, если Россия будет настаивать на правиле «бери или плати» (обязательство по приему конкретных объемов газа), по которому Украина должна России примерно $57 млрд, то наша страна будет вправе арестовывать зарубежное имущество Незалежной.

Киев применяет обратный принцип ship-or-pay («качай или плати»), подразумевающий компенсацию поставщика транзитному государству, если объем поставляемого топлива ниже запрошенных параметров.

Однако и этого мало. По словам Витренко, «стоимость транзита по территории Украины является заниженной примерно в два раза. Мы попробуем сейчас это доказать. С 2009 года по настоящее время мы недополучили примерно $20 млрд».

«Странно, что представитель Украины настаивает именно на такой компенсации. Она составляет уплату полного транзита России в Европу более чем за 20 лет. В нынешних геополитических условиях, это требование не поддержит ни один из судей европейских инстанций», — резюмирует Алексей Гривач

Источник: Московский комсомолец, 06.03.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики