Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Арктика выходит на первый план

Арктика выходит на первый план

Кто заработает на проектах в регионе

Президент в своем послании Федеральному собранию указал на значимость Арктики; бизнес тем временем уже вкладывает миллиарды в арктические проекты. Кто заработает на этом в ближайшие годы, выясняла Наталия Боева.

Все переплетено: сырьевые проекты крупного бизнеса, перевозка добытых углеводородов по Северному морскому пути, а значит, новые танкеры и мощные атомные ледоколы. Роль транспортного коридора увеличивается, поэтому нужно обеспечить его защиту. Основные грузоотправители сейчас — «Газпромнефть», «Норникель», «Востокуголь» и, конечно же, «Новатэк» — после запуска «Ямал СПГ». В ближайшие годы грузопоток в регионе серьезно увеличится именно за счет сжиженного природного газа. Ставка опять сделана на ресурсы, говорит директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев: «Единственное, что нас привлекает последние восемь веков в Арктике — освоение природных ресурсов. Сначала это была рыба и морской зверь, потом пушнина, потом руды Кольского полуострова и Норильска, а сейчас нефть и газ. К 2030 году будут просматриваться 11 проектов по освоению нефти и газа и 6 проектов по углю, начиная от Чукотки и кончая Ненецким автономным округом. Ну, про Кольский полуостров мы не говорим. Вот, собственно говоря, все точки роста, которые у нас есть».

В конце прошлого года после долгого обсуждения в ведомствах президент поддержал идею сделать «Росатом» оператором Северного морского пути. До этого в ведении госкорпорации были лишь атомные арктические ледоколы. Теперь «Росатом» будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику в регионе. Не остались в стороне и военные. Они стали крупными заказчиками перевозок грузов для строительства объектов Минобороны в Арктике. По признанию Сергея Шойгу, такого вооружения и оснащения в регионе больше нет ни у одного государства. Военные приоритеты изменились вслед за экономическими, считает председатель совета «ПИР-Центра» Евгений Бужинский: «Первопричина — то, что открывается Северный морской путь. Создано арктическое командование, которое взяло на себя ответственность за обеспечение наших интересов в Арктике. Укрепляется северный флот, ледокольный флот, существует комплексная программа освоения Арктики в том числе и с военной точки зрения».

Арктика вполне может стать новой масштабной стройкой, как это было с Сочи и Крымом. Но вопрос, потянет ли такие расходы бюджет, остается открытым, признает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «История пока не про рентабельный проект, а скорее про попытку государства сыграть на опережение. Желание поучаствовать в этом присутствует у многих российских корпораций. Это касается судостроения, развития инфраструктуры, танкерного флота, разработки ряда полезных ископаемых. Желающие освоить бюджеты, конечно, найдутся. И у государства пока желание заняться Арктикой есть, вопрос только в том, насколько на это хватит денег».

Владимир Путин заявил, что к 2025 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен вырасти в 10 раз. Пока неясно, кто обеспечит такую загрузку. В любом случае, ключевые выгодоприобретатели от развития Арктики, похоже, уже определены.

Госкорпорация «Росатом» сейчас ожидает решения правительства по сверхмощному ледоколу «Лидер». Не могут договориться о финансировании проекта: на него нужно от 80 до 90 млрд руб. 

Автор: Наталия Боева

Источник: Коммерсантъ FM, 07.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики