Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Арктика выходит на первый план

Арктика выходит на первый план

Кто заработает на проектах в регионе

Президент в своем послании Федеральному собранию указал на значимость Арктики; бизнес тем временем уже вкладывает миллиарды в арктические проекты. Кто заработает на этом в ближайшие годы, выясняла Наталия Боева.

Все переплетено: сырьевые проекты крупного бизнеса, перевозка добытых углеводородов по Северному морскому пути, а значит, новые танкеры и мощные атомные ледоколы. Роль транспортного коридора увеличивается, поэтому нужно обеспечить его защиту. Основные грузоотправители сейчас — «Газпромнефть», «Норникель», «Востокуголь» и, конечно же, «Новатэк» — после запуска «Ямал СПГ». В ближайшие годы грузопоток в регионе серьезно увеличится именно за счет сжиженного природного газа. Ставка опять сделана на ресурсы, говорит директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев: «Единственное, что нас привлекает последние восемь веков в Арктике — освоение природных ресурсов. Сначала это была рыба и морской зверь, потом пушнина, потом руды Кольского полуострова и Норильска, а сейчас нефть и газ. К 2030 году будут просматриваться 11 проектов по освоению нефти и газа и 6 проектов по углю, начиная от Чукотки и кончая Ненецким автономным округом. Ну, про Кольский полуостров мы не говорим. Вот, собственно говоря, все точки роста, которые у нас есть».

В конце прошлого года после долгого обсуждения в ведомствах президент поддержал идею сделать «Росатом» оператором Северного морского пути. До этого в ведении госкорпорации были лишь атомные арктические ледоколы. Теперь «Росатом» будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику в регионе. Не остались в стороне и военные. Они стали крупными заказчиками перевозок грузов для строительства объектов Минобороны в Арктике. По признанию Сергея Шойгу, такого вооружения и оснащения в регионе больше нет ни у одного государства. Военные приоритеты изменились вслед за экономическими, считает председатель совета «ПИР-Центра» Евгений Бужинский: «Первопричина — то, что открывается Северный морской путь. Создано арктическое командование, которое взяло на себя ответственность за обеспечение наших интересов в Арктике. Укрепляется северный флот, ледокольный флот, существует комплексная программа освоения Арктики в том числе и с военной точки зрения».

Арктика вполне может стать новой масштабной стройкой, как это было с Сочи и Крымом. Но вопрос, потянет ли такие расходы бюджет, остается открытым, признает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «История пока не про рентабельный проект, а скорее про попытку государства сыграть на опережение. Желание поучаствовать в этом присутствует у многих российских корпораций. Это касается судостроения, развития инфраструктуры, танкерного флота, разработки ряда полезных ископаемых. Желающие освоить бюджеты, конечно, найдутся. И у государства пока желание заняться Арктикой есть, вопрос только в том, насколько на это хватит денег».

Владимир Путин заявил, что к 2025 году объем грузоперевозок по Северному морскому пути должен вырасти в 10 раз. Пока неясно, кто обеспечит такую загрузку. В любом случае, ключевые выгодоприобретатели от развития Арктики, похоже, уже определены.

Госкорпорация «Росатом» сейчас ожидает решения правительства по сверхмощному ледоколу «Лидер». Не могут договориться о финансировании проекта: на него нужно от 80 до 90 млрд руб. 

Автор: Наталия Боева

Источник: Коммерсантъ FM, 07.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики