Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергоэффективность по МВФ: рост цен на газ на Украине ведет к уничтожению потребителя

Энергоэффективность по МВФ: рост цен на газ на Украине ведет к уничтожению потребителя

Требование МВФ дальше повышать цены на газ на Украине не искоренит коррупцию, зато уничтожит потребителя, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
 
Цены на газ на Украине необходимо повысить, это поможет в борьбе с коррупцией и будет способствовать экономичному потреблению. Такое мнение озвучил украинским СМИ постоянный представитель МВФ в стране Йост Люнгман. 
 
Рост цен усложнит использование коррупционных схем, которые заключаются в покупке газа по цене для домохозяйств с последующей перепродажей предприятиям по более высокой цене. 
 
"Отправной точкой должна быть реализация газа по рыночной цене с тем, чтобы использовать дополнительную выручку, полученную от продажи богатым домохозяйствам, для укрепления системы коммунальных субсидий", — сказал Люнгман.
 
Напомним, что ценовой вопрос по газу является одним из требований Международного валютного фонда к Украине. При этом с 2014 года в рамках сотрудничества Киева с МВФ цены уже неоднократно повышались. С 2013 по 2016-й стоимость 1000 кубометров газа населения увеличилась в 9,5 раз. 

Выбора нет

Как правило, любые тарифы - это компромисс между желанием заработать и социальной политикой, говорит Игорь Юшков. И тут уже возникает вопрос, насколько власти могут позволить перекос в сторону социальной политики.
 
"Украина, находясь под внешним управлением, выбирать не может. Экономика страны зависит от траншей МВФ, соответственно, именно Международный валютный фонд расставляет и приоритеты для Киева - социальная политика или бизнес. МВФ ведь выдает деньги только под определенные реформы, это не просто кредитование. Процесс реформ на Украине под выдачу траншей постепенно идет, и скорей всего, в перспективе мы вообще не увидим в стране никакого субсидирования, по крайней мере, массового, как это было раньше", - сказал эксперт. Сдерживание тарифов исчезнет, тарифы будут плавающими, что для конечного потребителя, для населения, разумеется, плохо, отметил он.
 
На Украине долгое время - в силу политической конкуренции - работали как раз принципы регулирования тарифов, тарифы были очень низкими. После прихода в 2014 году новой власти в Киеве МВФ заявил о недовольстве низкими тарифами, и все стало меняться.

Два свитера как энергоэффективность

Каковы последствия роста тарифов в нынешней ситуации на Украине?
 
"Это приводит к сокращению потребления и в промышленности, и среди населения. Задача - повысить энергоэффективность - решается экстенсивными методами, приводя к падению уровня жизни. Ну нет у населения денег, чтобы повышать энергоэффективность - менять старые плиты на более современные, например. Вместо этого люди просто меньше тратят, не используют газовые плиты для обогрева, если плохо греют батареи,  в деревнях и вовсе переходят на печи. В итоге все нормой в квартирах будет не 25-26 градусов тепла, а 18-20, и население придет к тому, что если холодно, надо не обогреватели включать, а второй свитер надевать", - сказал эксперт.
 
Повышение энергоэффективности оправдано, по мнению Игоря Юшкова, когда у государства и граждан есть на это деньги: "А когда денег нет, рост тарифов ведет к уничтожению потребителя". Что до утверждения постпреда МВФ о повышении тарифов как действенном способе борьбы с коррупцией, это отчасти оправдано - в силу общей репутации Украины - но не является главной причиной. 
 
Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 10.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики