Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возможны любые чудеса. Эксперт — о перспективах газового конфликта с Киевом

Возможны любые чудеса. Эксперт — о перспективах газового конфликта с Киевом

Очередной газовый спор между Москвой и Киевом перешел в политическую плоскость, а решение Стокгольмского арбитража в пользу Украины выглядит нелепым.

Теперь Евросоюзу придётся выбирать: или стабильные и недорогие поставки энергоресурсов, или поддержка украинского режима даже себе в ущерб.

«Газпром» начал процедуру расторжения договоров с «Нафтогазом», что стало началом нового витка газового конфликта между Россией и Украиной. Его отправной точкой конфликта послужило решение Стокгольмского арбитража, который на прошлой неделе постановил, что «Газпром» должен доплатить «Нафтогазу» $4,64 млрд за недопоставку согласованных объемов газа для транзита. Теперь «Газпром» подает апелляцию, а украинцы собираются потребовать еще $20 млрд— за заниженный вдвое, по мнению Киева, тариф на транзит российского газа в Европу по украинской территории.

О том, есть ли в решении Стокгольмского арбитража политический подтекст, и не повторится ли энергетический кризис 2009 года, когда Украина начала самовольный отбор газа, АиФ.ru спросил у директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова.

Глеб Иванов, АиФ.ru: — «Газпром» подал апелляцию на решение арбитража, «Нафтогаз» хочет еще $20 млрд. У какой из сторон больше шансов на успех?

Константин Симонов: — Своим решением в пользу Украины Стокгольмский арбитраж поставил под вопрос справедливое решение конфликта. Главная проблема этого спора заключается в том, что арбитраж абсолютно по-разному подошел к контрактам на поставку газа на Украину и на транзит газа через Украину. Украине разрешили не платить штраф за невыполнение обязательств и снизили объем обязательств до конца действия контракта в 10 раз. А «Газпрому» по тем же самым договорам сказали, что он, наоборот, должен заплатить, и обязательства его сохраняются. Возникает вопрос, почему в одном случае штрафов нет и снижение в 10 раз, а в другом случае и штрафы появились, и снижения обязательств не произошло. 

Для чего составляются контракты? Для того, чтобы был предсказуемый сценарий развития событий на определенный период времени. Последние 20 лет Украина нам постоянно устраивала газовые шоу. Вспомните времена, когда контракты заключали на год — каждый год было светопреставление. А январь 2009 года запомнили не только у нас, но и в Европе. Цены на энергию взлетели до небес, они там чуть не замерзли, пока Киев изымал газ из трубопровода. После тех событий и был заключен контракт на 11 лет, чтобы эти 11 лет не было головной боли.

Но, к сожалению, из-за известных событий на Майдане всё пошло наперекосяк. Теперь Украина говорит: «Мы подписали контракт, но считаем его филькиной грамотой». При этом почему-то обязательства «Газпрома» они считают незыблемыми. Мне совершенно не понятно, почему «Газпром» должен выполнять контракт, а «Нафтогаз» на него может наплевать, всячески его править и требовать все новые суммы денег в обход прежних договоренностей?

Второй вопрос — это тарифная ставка за транспортировку газа через Украину. Она была четко прописана в контракте. Теперь Украина приходит и говорит: «Мы тут подумали, тариф был занижен вдвое, дайте нам еще $20 млрд». С точки зрения экономики ситуация выглядит нелепо. Зачем тогда контракт подписывали? Договоры теперь ничего не значат? А Стокгольмский арбитраж эту нелепость поддерживает, что только подрывает доверие к его решениям, потому что суд должен все-таки исходить из контракта, из экономических реалий. И сейчас возникает вопрос: они подходят к рассмотрению дела с юридической точки зрения или с политической? Ответа нет.

Я бы не относился к искам Украины слишком серьезно, если бы не это решение Стокгольмского арбитража. Оно было абсолютно неожиданно и показало, что в мире возможны любые чудеса. 

— Еврокомиссия заявила, что будет посредником в споре между «Газпромом» и «Нафтогазом». Есть шанс, что они вмешаются в ситуацию и она изменится в положительную для России сторону?

— Сейчас идут переговоры о том, как будут выглядеть отношения с Украиной после завершения строительства газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2». И если Украина будет вести себя так, как она ведет сейчас, т.е. с криками «Мы выиграли» требовать от «Газпрома» новые и новые выплаты, пересматривая старые контракты, то она даст «Газпрому» прекрасный аргумент в разговоре с Брюсселем, где сейчас активно спорят, нужно ли одобрять постройку новых газопроводов. Многие считают, что это подорвет экономическую стабильность Киева. То есть часть европейских политиков на полном серьёзе ставят интересы украинцев выше интереса собственных граждан. 

Что они предлагают «Газпрому»? Качать 95 млрд газа через Украину, которая каждый год пересматривает договоры и требует десятки млрд долларов ни с того, ни с сего? Как можно работать с таким партнером? Подобные шаги постоянно ставят под угрозу энергетическую безопасность Европы. Более того, в ЕС это понимают, поэтому и «Северный поток-2» и «Турецкий поток» со скрипом, но идут. Если они будут запущены, то транзит газа разом подешевеет, снизятся цены и на сам газ. А все политические проблемы, связанные с Украиной, мигом исчезнут, потому что между ЕС и Россией не будет никаких транзитных стран и коммерческих споров. 

Поэтому здесь возникает вопрос, по какому пути пойдет Брюссель. По пути страуса, который исходит из того, что Россия «губит прекрасную Украину», поэтому «платите ей транзитные деньги, пусть даже мы будем страдать». Или же все-таки по пути экономической логики. Пока сложно сказать, куда качнется чаша весов, потому что в Европе есть как люди, которые мыслят категориями политики и сдерживания России, так и те, кто умеет считать деньги. 

Автор: Глеб Иванов

Источник: Аргументы и факты, 12.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики