Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Противники Nord Stream-2 начали словесную атаку на "Газпром"

Противники Nord Stream-2 начали словесную атаку на "Газпром"

Пять европейских парламентов выступили с заявлением против строительства газопровода "Северный поток-2". В качестве обоснования главы парламентов Литвы, Латвии, Польши, Эстонии и Молдавии указали, что данный проект является геополитическим и реализуется РФ с целью отказаться от газового транзита через Украину. Последняя также подписала заявление.  

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии параллельно с действующим "Северным потоком". Общая стоимость реализации проекта оценивается в 9,5 млрд евро. Единственным акционером компании-оператора проекта Nord Stream 2 AG является "Газпром", а европейские партнеры — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall — обязались профинансировать его суммарно на 50%. "Газпром" же предоставит другую половину средств — 4,75 миллиарда евро. 

По мнению российского сенатора Алексея Пушкова, обращение парламентариев пяти стран является "истерикой от бессилия и злобы". "Не думаю, что это повлияет на ход событий: потребность в российском газе в Европе растет и будет расти", - прокомментировал он в Твиттере.

Параллельно украинский президент Петр Порошенко выступил с очередным призывом к Евросоюзу и Европейской комиссии отказаться от строительства "Северного потока-2", так как этот проект якобы угрожает энергетической безопасности Европы. Он также считает, что опасным для ЕС является поведение "Газпрома", отказавшегося возобновлять поставки газа на Украину. Это произошло после вынесения Стокгольмским арбитражем решения, обязывающего российскую компанию выплатить украинскому "Нафтогазу" 2,56 млрд долларов. "Газпром" заявил, что в этом случае начинает процедуру расторжения контрактов, поскольку такое решение создает дисбаланс в пользу Киева.  

СЛОВЕСНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ

По мнению опрошенных "Прайм" экспертов, заявления европейских парламентариев вовсе не означают того, что проект будет заморожен или затормозятся сроки его реализации. "Скорее речь идет о словесных попытках привлечь к теме как можно больше влияния и завоевать сторонников, чтобы затем усилить давление на основного заинтересованного в реализации проекта игрока – Германию. Бесспорно, дискуссии вокруг целесообразности "Северного потока-2" продолжатся, и нельзя на 100% быть уверенным, что в конечном итоге он будет реализован. Однако наличие поддержки со стороны Германии и крупного бизнеса, который хочет участвовать в проекте и заинтересован в его развитии, дает основание надеяться, что это произойдет с большой долей вероятности", - сказал аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. 

"По сути, ничего не изменилось - мы видим определенный блок стран, который на политическом уровне выступает против строительства, но с другой стороны – налицо и интерес европейского бизнеса. "За" выступают такие страны, как Венгрия, Австрия, Германия, то есть баланс сил прежний", - рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. При этом ясно, почему подобные решения принимает именно парламент – там сидят депутаты, которым необходимо быть в тренде общественных дискуссий, демонстрируя приверженность популярным трендам. Они работают на публику, но не имеют полномочий что-либо менять в ситуации. 

Де-факто же получается, что строительство газопроводов в Европе, в первую очередь, регулирует законодательство ЕС и стран, которые в него входят. Попытки подавать в Еврокомиссию запросы о формировании единой позиции ЕС по этому поводу провалились, поскольку в ЕК сказали, что ЕС не уполномочен вести переговоры с "Газпромом". Затем противники строительства решили, что нужно распространить нормы Третьего энергопакета на морскую часть газопровода, но тоже получили ответ, что это противозаконно.  

Таким образом, единственный вариант запретить строительство – ввести на уровне ЕС новые санкции, в которых будет прямо прописан запрет на строительство Россией газопроводов в Европе. Однако для этого необходимо, чтобы эти санкции подписали все члены ЕС, что маловероятно. В отличие от США Европа заинтересована в бесперебойном получении российского газа по выгодной цене и понимает, что такие санкции не пройдут бесследно. Все понимают, что подобные идеи носят чисто политический характер, и на деле никто в ЕС не готов жертвовать своими интересами ради этих целей, уверен Юшков

Что касается заявлений украинских властей, то они тоже вряд ли существенно повлияют на судьбу проекта, считают эксперты. Попытки оказать влияние на Германию носят скорее фоновый характер, поскольку главное, что у немецкой стороны есть и деньги, и желание реализовать проект, вряд ли мнение Украины станет в этой ситуации решающим аргументом, добавил Полищук. Тем более, в случае реализации "Северного потока-2" Германия и компании, участвующие в проекте, смогут стать крупным хабом для передачи газа дальше по всей Европе, что для них весьма выгодно.  

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 12.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики