Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За что боролись: европейские управленцы украинской ГТС разрушат последние надежды на транзит

За что боролись: европейские управленцы украинской ГТС разрушат последние надежды на транзит

Некие пять европейских компаний, которым Киев предлагает управлять украинской ГТС, по сути должны обеспечить лобби газовых интересов Украины в США. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Киев пребывает в отчаянии, отчего вынужден идти на крайние меры. Если ситуация в мире останется на нынешнем уровне, то к концу 2019 года будут построены "Северный поток-2" и "Турецкий поток", и Украина остается без масштабного газового транзита. Определенные объемы на ее "трубе" останутся – Россия заявляет о 10-15 млрд кубометров газа в год. Но это ничто против 93 млрд в 2017 году – соответственно, это совершенно другие деньги от Москвы за транзит.
 
Но главное, Украина теряет статус масштабного транзитера энергоресурсов, то есть ее политическая значимость для Европы существенно снизится. Вполне естественно, что Киев такое положение вещей не устраивает. И он ищет любые рычаги сохранения транзита. По сути, сейчас иностранным компаниям предлагается сделка: вы любыми путями блокируете проект строительства "Северного потока-2", а Киев предоставляет в управление газотранспортную систему (ГТС) страны – читай, долю в прибылях от транзита. Чтобы не потерять все, украинская власть решила поделиться с тем, кто ей предложит содействие", - отмечает аналитик.
 
Замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила, что Киев ведет консультации с компаниями из пяти стран Европы о перераспределении обязанностей в управлении газотранспортной системой государства. Она обмолвилась об "известных европейских операторах" из Словакии, Польши, Италии, Франции и Нидерландов, но оговорила: "это пока не переговоры". И подчеркнула: партнеры страны должны быть способны "обеспечить сохранение объема транзита газа через Украину".
 
"По сути Киев ищет не экспертов в области газотранспортных систем, а компании, которые могут обеспечить лобби украинских интересов в американском Конгрессе и Сенате. При этом Киев даже не подразумевает, что "оператор" должен что-то вложить в развитие украинской ГТС. Чиновники прекрасно понимают, что с требованием гарантий вложить порядка 10 млрд долларов на ремонт и модернизацию системы, отпугнут любого потенциального партнера.
 
Остается предложить часть транзитных денег лишь в обмен на услуги лобби. О том, что "трубу" все равно предстоит латать и это потребует огромных вложений, Киев на сегодняшнем этапе просто предпочитает не упоминать. Ведь с введением "Северного потока-2" почти всю украинскую ГТС можно будет распилить на металлолом за ненадобностью. Вот и предпринимаются попытки сохранить хотя бы часть прибылей, чтобы не потерять их в полном объеме", - подчеркивает специалист.

Предложение без поддержки

В конце 2017 года глава "Нафтогаза" Андрей Коболев объявил: задачей компании на 2018 год является остановка проекта "Северный поток-2", так как его строительство кардинально подорвет экономику Украины. Инструментом для этого он назвал передачу ГТС в управление иностранцам. "Это должна быть европейская или американская компания, которая имеет сертификацию с третьим энергетическим пакетом", отметил Коболев.
 
Уже в феврале 2018-го президент Украины Петр Порошенко заявил, что более 10 компаний желают управлять украинской ГТС. "Сохранение транзита - ключевая идея. Когда речь идет о 2019 годе и новом контракте, мы готовы взять европейского партнера и прозрачно работать, чтобы обеспечить дополнительную надежность для ЕС", – сказала Наталья Бойко.
 
"Де-факто Киев ищет европейскую компанию, которая добьется от властей США введения санкций, утвержденных Конгрессом осенью 2017 года. Они подразумевают наказание всех европейских компаний, сотрудничающих с "Газпромом" по проекту "Северный поток-2". Российской компании будет сложнее кредитоваться и найти судна-трубоукладчики для прокладки морской части газопровода.
 
То есть это должна быть компания с сильным лобби, заинтересованная в продвижении интересов Украины. Такие потенциальные "помощники" даже не связаны с энергетикой – это финансовые группы в Европе. Проблема Киева в том, что компании из Европы столь сильного лоббистского ресурса не имеют ни в США, ни в Евросоюзе. То есть блокировать строительство никакие "европейские партнеры" Киева просто не смогут. Любые попытки такой работы могут быть пресечены крупными энергокомпаниями-партнерами "Газпрома", заинтересованными в строительстве трубопровода.
 
На данном этапе просто непонятно, зачем кто-то будет вмешиваться во всю эту историю ради Украины, видя очевидную бесперспективность такой работы. Киев же в отчаянии – время на блокировку "Северного потока-2" уходит с каждым днем, а возможностей противодействовать проекту все не находится", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 13.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики