Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мецаморская АЭС угрожает Южному Кавказу и Ближнему Востоку

Мецаморская АЭС угрожает Южному Кавказу и Ближнему Востоку

Подписывая в ноябре прошлого года соглашение с ЕС, Армения взяла перед Брюсселем обязательство реформировать свою энергетику. В тексте соглашения есть пункт о закрытии единственной в регионе АЭС, расположенной у города Мецамор и обеспечивающей около 40% энергопотребления страны. Экологи за закрытие станции борются давно. Для проведения кампании под девизом StopMetsamor были открыты страницы в соцсетях Facebook и Twitter. Инициаторы кампании обращаются к мировой общественности, ООН и МАГАТЭ с требованием закрыть Мецаморскую АЭС, представляющую опасность для региона.

Среди причин противники АЭС называют тот факт, что станция была построена в сейсмоактивной зоне с потенциалом землетрясений в 9 баллов, но сейсмопрочность реактора рассчитана только на землетрясения в 8 баллов. У станции нет системы автоматического отключения в случае землетрясения, а таковые уже были в 1926-м, 1931-м и в 1988 году. Правительство США назвало станцию устаревшей и опасной, ЕС классифицирует ее как "старейшую и наименее надежную". "В принципе АЭС не должны строиться в сейсмоопасных зонах. Эта станция – угроза всему региону", - говорит бывший представитель ЕС в Армении Алексис Лубер. Австрийский институт прикладной экологии в Вене называет Мецаморскую АЭС "одной из самых опасных" действующих атомных электростанций.

Станция не отвечает международным стандартам безопасности и не имеет резервной системы охлаждения ядра в случае аварии. Защитная оболочка реактора на "Фукусиме" не смогла предотвратить распространение радиоактивных материалов, а у Мецаморской АЭС вообще нет защитной оболочки. Фундаментальные работы по модернизации АЭС не проводились. Армении не хватает финансовых и материальных ресурсов для поддержания и эксплуатации станции в соответствии со стандартами безопасности. Страна не в состоянии заменять необходимое оборудование и ставить запчасти в надлежащие сроки. У Армении недостаточно человеческих ресурсов, чтобы обеспечивать работу станции в соответствии с обязательными правилами, а многие специалисты, обучавшихся еще в годы СССР, уехали из страны.

Как заявил "Вестнику Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, если на Армянской АЭС случится авария, она может принять глобальные масштабы: "От техногенной катастрофы на этой станции пострадает весь регион, не только сама Армения. Кроме того, авария на любой атомной станции порождает новую волну недоверия к АЭС… Если авария произойдет, это скажется на всей ядерной энергетике в мире в целом и на российских перспективах в частности, потому что встанет вопрос о небезопасности АЭС. Все западные компании начнут говорить, что это не просто авария, а авария именно на советской, российской АЭС, а это скажется на "Росатоме", его стройках и перспективах стройки в других странах. Так будет, даже если удастся избежать ядерного загрязнения, скажем, в случае аварийной остановки станции".

При захоронении радиоактивных отходов с Мецаморской АЭС Армения создает условия для экологических катастроф, последствия которых не смогут быть устранены в течение десятков лет. Кура и Аракс загрязняются из-за того, что в них впадает множество загрязненных небольших рек.

"Ядовитые отходы от атомной электростанции "Мецамор" и алюминиевого завода в Армении, сбрасываемые в реку Аракс, представляют опасность как для реки, так и для живущих неподалеку людей", - заявил представитель комитета парламента Ирана по охране окружающей среды Кемаледдин Пирмуаззин.

"Находящаяся в сейсмоопасной зоне Мецаморская АЭС пребывает далеко не в лучшем техническом состоянии. В результате проводимых технических работ регулярно происходят перебои в подаче электроэнергии. Как-то почти вся страна была обесточена, поскольку один из кабелей подачи электроэнергии из Ирана оказался дефектным", - рассказал "Вестнику Кавказа" немецкий политолог, специалист по постсоветскому пространству Хайко Лангнер.

Примеры опасной ядерной деятельности граждан Армении приводит российский журнал "Атомная энергия":

22 мая 1999 года в городе Берегово (Украина) двое армян пытались продать 20 кг руды низкообогащенного урана U-235 и были задержаны украинскими сотрудниками правоохранительных органов.

19 декабря 2001 года в грузинской Самцхе-Джавахети урана было перехвачено 300 г низкообогащенного из Армении.

26 июня 2003 года на границе между Арменией и Грузией (контрольно-пропускной пункт Садахло-Баграташен) грузинские пограничники пресекли попытку контрабанды армянскими гражданами 170 граммов высокообогащенного урана U-235.

29 декабря 2003 года на КПП "Мегри" на армяно-иранской границе армянские таможенники обнаружили источник излучения в партии металлолома, направляющегося в Иран. Было сообщено, что металлолом был отправлен с армянской Мецаморской АЭС. Радиоактивный объект, обнаруженный на армяно-иранской границе, был пустым корпусом от радиоактивного источника, который ранее содержал стронций-90. Спектральный анализ показал, что объект имеет высокий уровень радиоактивности.

13 марта 2004 года на армяно-грузинской границе (КПП Садахло-Баграташен) был задержан гражданин Армении с радиоактивными материалами.

24 октября 2007 года на грузино-турецкой границе (КПП "Сарпи") грузинские полицейские и оперативники из Центра специальных операций главного управления министерства внутренних дел Грузии по вопросам Автономной Республики Аджария задержали четырех граждан Армении за попытку переправить 2,04 г лоуренсия-103 в специально сконструированном золотом контейнере.

26-28 августа 2009 года на армяно-грузинской границе (КПП Садахло-Баграташен) был задержан автомобиль, принадлежащий жителю села Норатус из Гегаркуникской области Армении, с тремя гражданами Армении, который был загрязнен цезием-137. Так как при поиске не было выявлено каких-либо радиоактивных материалов, пассажиры были освобождены и вернулись в Армению.

В марте 2010 года в Тбилиси бизнесмен Смбат Тоноян и физик Ереванского института физики Грант Оганян были задержаны грузинскими властями в гостиничном номере с 18 граммами 89-процентного урана, привезенными из Армении на территорию Грузии. Во время судебного процесса в Тбилиси было выявлено, что Тоноян требовал 8 миллионов долларов от потенциального покупателя за 120 граммов обогащенного урана, но позже снизил запрашиваемую цену до 1,5 миллиона долларов. 18 граммов должно было быть показано покупателю в качестве образца продукта. Смбат Тоноян, сын Самвела Тонояна, был членом Особой следственной службы Армянской Республики. Изъятый уран был предоставлен Тонояну армянином Гариком Дадаяном, который был арестован за контрабанду урана в Грузии в 2003 году. Отбыв относительно легкое наказание в виде тюремного заключения сроком на 2,5 года, он снова объявился в 2010 году в качестве поставщика одного и того же материала.

16 сентября 2010 года три человека были арестованы в аэропорту Тбилиси за попытку продать небольшое количество смешанного порошка, содержащего около 0,0004 килограмма плутония (Pu) и 0,00008 килограмма низкообогащенного урана. Один из членов группы был из Армении.

В августе 2014 года на армяно-грузинской границе (контрольно-пропускной пункт Садахло-Баграташен) грузинские власти арестовали двух армян, пытающихся провезти цезий-137 в Грузию.

В январе 2016 года на армяно-грузинской границе (контрольно-пропускной пункт Садахло-Баграташен) грузинские власти арестовали трех армян за попытку провезти цезий-137 через границу.

В апреле 2016 года Службой государственной безопасности Грузии были задержаны трое граждан Армении и трое граждан Грузии за попытку продать 200 г урана-238, который был найден в доме одного из грузин. Группа из трех граждан Армении ранее работала на Мецаморской АЭС. Один из задержанных был идентифицирован как бывший сотрудник Армянской секретной службы. Эта группа планировала продать уран-238 в регион Ближнего Востока.

Активисты StopMetsamor также считают, что станция может стать целью террористов, поскольку имеет низкий уровень безопасности. 

Источник: Вестник Кавказа, 15.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики