Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

Запрет иностранных танкеров на Северном морском пути для перевозки добытых в Арктике энергоносителей даст двоякий эффект. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Закон Минпромторга конкретизирован в настоящее время не столько на судах именно российского производства, сколько на судах, ходящих под российским флагом. Не секрет, что многие российские предприниматели довольно часто регистрируют танкеры и другие плавсредства в странах зарубежья, платя там же налоги.
 
Инициатива Минпромторга будет иметь двоякие последствия. С одной стороны, это поддержка отечественного судостроения – точнее, судоверфи "Звезда", которая сейчас строится на Дальнем Востоке. Вполне логично, что по эксклюзивному морскому пути России нефтепродукты РФ будут перевозиться судами, платящими в нашей стране налоги. Иностранные перевозчики будут вынуждены или уйти под российский флаг, или покинуть этот рынок. Российские судовладельцы уйдут из офшоров. В целом инициатива нужная и полезная, но есть "шероховатости", - отмечает специалист.
 
Готовящийся Минпромторгом законопроект, согласованный Минтрансом и Минэнерго, призван запретить перевозку по Северному морскому пути (СМП) нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Об этом пишет "Ъ". По данным издания, требование планируется распространить также для ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе. Возможно, они коснутся также фрахта и аренды судов. Другими словами, с 2019 года на Севморпути не останется танкеров под иностранным флагом, а в перспективе все они будут произведены в РФ.
 
"По стране производства есть существенные сложности – в России пока не производят суда определенного типа, а именно крупногабаритные. С 1990-х годов судостроение РФ существенно деградировало. Впрочем, такой процесс показали многие некогда высокоиндустриальные страны – например, Германия. И сегодня танкеры производит в основном Южная Корея.
 
Законопроект Минпромторга в первую очередь затронет российские добывающие компании – структуры "Газпрома" и "Роснефти", а также "Лукойл" и "НОВАТЭК". Им придется брать кредиты у банков для перевозки нефтепродуктов с учетом новой логистики, и здесь могут возникнуть проблемы. Банки охотно выдают кредиты, если речь идет об использовании в качестве посредников для перевозок компаний с мировым именем, с которыми кредитные организации уже привычно работают. В случае с "Севкомфлотом" же у кредитных учреждений могут возникнуть вопросы. Однако они не из разряда нерешаемых", - подчеркивает эксперт.

В "родную гавань"

Проект Минпромторга стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце 2017 года. Требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд рублей, вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
 
Судостроительный комплекс "Звезда" строится в Большом Камне Приморского края – на ее возведение "Роснефть" получила 60 млрд рублей. При этом еще несуществующая суперверфь уже получает крупные заказы на строительство судов. Запуск завода фактически локализует производство крупной морской техники на Дальнем Востоке. Представленный Минпромторгом законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством и в случае утверждения направлен в Госдуму.
 
"Возможно, у добывающих компаний возникнут на первом этапе сложности с переходом на новую логистику – в первую очередь это качается проектов по добыче сжиженного природного газа "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ". И, конечно, компании сейчас заявят о "непреодолимых трудностях", преувеличив возможный негативный эффект для получения преференций.
 
Добывающим компаниям при строительстве танкеров для своих нужд опять-таки придется привлекать банковские инвестиции – суммы заказов будут немалыми. И здесь тоже существует нюанс: одно дело, когда банки выдают кредит под строительства судна для крупных международных перевозок, но в условиях санкций выделять российским компаниям деньги под российское же судостроение решится не каждый потенциальный кредитор.
 
Но все эти препятствия несущественные, а вопросы решаемы. Если законопроект примут и его пункты будут неукоснительно соблюдаться, российские компании довольно быстро адаптируются к новым правилам игры. И переведут перевозки под российский флаг, что принесет экономике и промышленности РФ немало пользы", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 22.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики