Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

Запрет иностранных танкеров на Северном морском пути для перевозки добытых в Арктике энергоносителей даст двоякий эффект. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Закон Минпромторга конкретизирован в настоящее время не столько на судах именно российского производства, сколько на судах, ходящих под российским флагом. Не секрет, что многие российские предприниматели довольно часто регистрируют танкеры и другие плавсредства в странах зарубежья, платя там же налоги.
 
Инициатива Минпромторга будет иметь двоякие последствия. С одной стороны, это поддержка отечественного судостроения – точнее, судоверфи "Звезда", которая сейчас строится на Дальнем Востоке. Вполне логично, что по эксклюзивному морскому пути России нефтепродукты РФ будут перевозиться судами, платящими в нашей стране налоги. Иностранные перевозчики будут вынуждены или уйти под российский флаг, или покинуть этот рынок. Российские судовладельцы уйдут из офшоров. В целом инициатива нужная и полезная, но есть "шероховатости", - отмечает специалист.
 
Готовящийся Минпромторгом законопроект, согласованный Минтрансом и Минэнерго, призван запретить перевозку по Северному морскому пути (СМП) нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Об этом пишет "Ъ". По данным издания, требование планируется распространить также для ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе. Возможно, они коснутся также фрахта и аренды судов. Другими словами, с 2019 года на Севморпути не останется танкеров под иностранным флагом, а в перспективе все они будут произведены в РФ.
 
"По стране производства есть существенные сложности – в России пока не производят суда определенного типа, а именно крупногабаритные. С 1990-х годов судостроение РФ существенно деградировало. Впрочем, такой процесс показали многие некогда высокоиндустриальные страны – например, Германия. И сегодня танкеры производит в основном Южная Корея.
 
Законопроект Минпромторга в первую очередь затронет российские добывающие компании – структуры "Газпрома" и "Роснефти", а также "Лукойл" и "НОВАТЭК". Им придется брать кредиты у банков для перевозки нефтепродуктов с учетом новой логистики, и здесь могут возникнуть проблемы. Банки охотно выдают кредиты, если речь идет об использовании в качестве посредников для перевозок компаний с мировым именем, с которыми кредитные организации уже привычно работают. В случае с "Севкомфлотом" же у кредитных учреждений могут возникнуть вопросы. Однако они не из разряда нерешаемых", - подчеркивает эксперт.

В "родную гавань"

Проект Минпромторга стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце 2017 года. Требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд рублей, вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
 
Судостроительный комплекс "Звезда" строится в Большом Камне Приморского края – на ее возведение "Роснефть" получила 60 млрд рублей. При этом еще несуществующая суперверфь уже получает крупные заказы на строительство судов. Запуск завода фактически локализует производство крупной морской техники на Дальнем Востоке. Представленный Минпромторгом законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством и в случае утверждения направлен в Госдуму.
 
"Возможно, у добывающих компаний возникнут на первом этапе сложности с переходом на новую логистику – в первую очередь это качается проектов по добыче сжиженного природного газа "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ". И, конечно, компании сейчас заявят о "непреодолимых трудностях", преувеличив возможный негативный эффект для получения преференций.
 
Добывающим компаниям при строительстве танкеров для своих нужд опять-таки придется привлекать банковские инвестиции – суммы заказов будут немалыми. И здесь тоже существует нюанс: одно дело, когда банки выдают кредит под строительства судна для крупных международных перевозок, но в условиях санкций выделять российским компаниям деньги под российское же судостроение решится не каждый потенциальный кредитор.
 
Но все эти препятствия несущественные, а вопросы решаемы. Если законопроект примут и его пункты будут неукоснительно соблюдаться, российские компании довольно быстро адаптируются к новым правилам игры. И переведут перевозки под российский флаг, что принесет экономике и промышленности РФ немало пользы", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 22.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики