Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров

Запрет иностранных танкеров на Северном морском пути для перевозки добытых в Арктике энергоносителей даст двоякий эффект. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Закон Минпромторга конкретизирован в настоящее время не столько на судах именно российского производства, сколько на судах, ходящих под российским флагом. Не секрет, что многие российские предприниматели довольно часто регистрируют танкеры и другие плавсредства в странах зарубежья, платя там же налоги.
 
Инициатива Минпромторга будет иметь двоякие последствия. С одной стороны, это поддержка отечественного судостроения – точнее, судоверфи "Звезда", которая сейчас строится на Дальнем Востоке. Вполне логично, что по эксклюзивному морскому пути России нефтепродукты РФ будут перевозиться судами, платящими в нашей стране налоги. Иностранные перевозчики будут вынуждены или уйти под российский флаг, или покинуть этот рынок. Российские судовладельцы уйдут из офшоров. В целом инициатива нужная и полезная, но есть "шероховатости", - отмечает специалист.
 
Готовящийся Минпромторгом законопроект, согласованный Минтрансом и Минэнерго, призван запретить перевозку по Северному морскому пути (СМП) нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Об этом пишет "Ъ". По данным издания, требование планируется распространить также для ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе. Возможно, они коснутся также фрахта и аренды судов. Другими словами, с 2019 года на Севморпути не останется танкеров под иностранным флагом, а в перспективе все они будут произведены в РФ.
 
"По стране производства есть существенные сложности – в России пока не производят суда определенного типа, а именно крупногабаритные. С 1990-х годов судостроение РФ существенно деградировало. Впрочем, такой процесс показали многие некогда высокоиндустриальные страны – например, Германия. И сегодня танкеры производит в основном Южная Корея.
 
Законопроект Минпромторга в первую очередь затронет российские добывающие компании – структуры "Газпрома" и "Роснефти", а также "Лукойл" и "НОВАТЭК". Им придется брать кредиты у банков для перевозки нефтепродуктов с учетом новой логистики, и здесь могут возникнуть проблемы. Банки охотно выдают кредиты, если речь идет об использовании в качестве посредников для перевозок компаний с мировым именем, с которыми кредитные организации уже привычно работают. В случае с "Севкомфлотом" же у кредитных учреждений могут возникнуть вопросы. Однако они не из разряда нерешаемых", - подчеркивает эксперт.

В "родную гавань"

Проект Минпромторга стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце 2017 года. Требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд рублей, вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
 
Судостроительный комплекс "Звезда" строится в Большом Камне Приморского края – на ее возведение "Роснефть" получила 60 млрд рублей. При этом еще несуществующая суперверфь уже получает крупные заказы на строительство судов. Запуск завода фактически локализует производство крупной морской техники на Дальнем Востоке. Представленный Минпромторгом законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством и в случае утверждения направлен в Госдуму.
 
"Возможно, у добывающих компаний возникнут на первом этапе сложности с переходом на новую логистику – в первую очередь это качается проектов по добыче сжиженного природного газа "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ". И, конечно, компании сейчас заявят о "непреодолимых трудностях", преувеличив возможный негативный эффект для получения преференций.
 
Добывающим компаниям при строительстве танкеров для своих нужд опять-таки придется привлекать банковские инвестиции – суммы заказов будут немалыми. И здесь тоже существует нюанс: одно дело, когда банки выдают кредит под строительства судна для крупных международных перевозок, но в условиях санкций выделять российским компаниям деньги под российское же судостроение решится не каждый потенциальный кредитор.
 
Но все эти препятствия несущественные, а вопросы решаемы. Если законопроект примут и его пункты будут неукоснительно соблюдаться, российские компании довольно быстро адаптируются к новым правилам игры. И переведут перевозки под российский флаг, что принесет экономике и промышленности РФ немало пользы", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 22.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики