Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейское двуличие: газопровод TANAP показывает абсурдность политики Брюсселя

Европейское двуличие: газопровод TANAP показывает абсурдность политики Брюсселя

Европейское финансирование газопровода TANAP свидетельствует о том, что данный проект важен для Брюсселя в политическом плане – считает ведущий эксперт Фонда энергетического развития, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Для Европы TANAP – это, прежде всего, политика

Отметим, что Европейский инвестиционный банк утвердил выделение кредита в размере 932 млн евро на финансирование строительства газопровода TANAP, который предусматривает транзит азербайджанского газа в Европу.
 
TANAP или Трансанатолийский газопровод будет поставлять природный газ из Азербайджана в Евросоюз через территорию Турции.
 
Планируемая мощность проекта составляет 16 млрд кубов при общих затратах, которые существенно превысят 10 млрд долларов, в результате чего, TANAP выйдет дороже, чем «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
 
Реализация данной программы проходит в рамках политики Евросоюза по увеличению энергетической безопасности и снижению зависимости от продукции «Газпрома», а сам проект является осколком от более амбициозного газопроводного проекта Nabucco.
 
«Естественно, для Евросоюза – это политический проект, и на это указывают сразу несколько объективных факторов – например, когда этот проект появился еще в форме Nabucco, то он сразу получил все необходимые исключения из норм Третьего энергопакета», - констатирует Юшков.

Проект TANAP демонстрирует двуличность энергетической политики Евросоюза

Европейцы здесь полностью закрыли глаза на то, что по этому газопроводу будет идти только азербайджанский газ и заявили, что это дело их совершенно не волнует, что диаметрально отличается от политики Брюсселя в отношении проектов «Газпрома».
 
«На практике TANAP представляет собой точно такой же газопровод, как «Северный поток», «Северный поток-2» или сорванный проект «Южного потока». Одна страна здесь полностью загружает трубу своим газом, но только в отношении России были применены все возможные ограничения, а в отношении TANAP они Евросоюзом в принципе отменены», - заключает Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, это объясняется тем фактом, что азербайджанский газ пока не присутствует в Евросоюзе и европейские власти благоволят данному поставщику, как возможной альтернативе продукции «Газпрома» на своем рынке.
 
«Кроме того, мы прекрасно видим, что этот проект является чрезвычайно дорогим и коммерческие компании вкладываются в него с большой неохотой, из-за чего и возникло это прямое финансирование со стороны Европейского Банка. Все это еще раз говорит о том, что данный проект носит исключительно политический характер», - резюмирует Юшков.

TANAP не станет альтернативой российскому газу на рынке Евросоюза

Другой вопрос, что все эти усилия Евросоюза не сделают TANAP реальной альтернативой российскому газу на европейском рынке, хотя бы из-за того, что у Азербайджана существуют большие проблемы с добычей.
 
В частности, это уже привело к тому, что Баку периодически закупает газ в России для того, чтобы покрыть существующие у него на текущий момент обязательства, поэтому если к ним добавятся еще 16 млрд кубов, то это может привести к тому, что у данной страны просто не хватит газа, и в Европу по этому пути пойдет перекупленная у «Газпрома» продукция.
 
«Конечно, проект слишком дорогой, но экономическая составляющая в нем все же есть – эти 16 млрд кубов не помешали бы европейскому рынку, но они в полном объеме просто не дойдут до Евросоюза. 8 млрд кубов останется в Турции, а затем 1 млрд идет в Болгарию, 1 млрд в Грецию и в 6 млрд в Италию, что очень мало», - констатирует Юшков.
 
В результате, получается, что, во-первых, эти объемы не конкурируют с «Газпромом», во-вторых, этот газопровод будет безвозмездно работать на развитие турецкой экономики, а, в-третьих, чтобы полностью заместить эти объемы – по крайней мере, в первые десять лет, Азербайджану придется периодически совершать закупки в России.

Объемы TANAP не являются обеспеченными

Все это подозрительно напоминает украинскую практику «реверса» газа, и это отлично показывает, что вся эта энергетическая борьба с Россией не только экономически нецелесообразна, но и несет прямой материальный вред ее участникам.
 
«У Азербайджана на сегодня существуют серьезные проблемы с добычей газа – сегодняшние показатели противоречат тем планам, которые существуют у азербайджанского правительства. Там идут провалы по ряду месторождений, а Шах-Дениз не может их полностью покрыть, поэтому заложенные в TANAP объемы банально не являются подтвержденными», - заключает Юшков.
 
Азербайджанцы не теряют надежды на экспорт своего газа, но важным маркером здесь является то обстоятельство, что Баку заключил с «Газпромом» контракт на закупку до 8 млрд кубов газа в год. В прошлом год азербайджанцы закупили у «Газпрома» 6 млрд кубов газа, поэтому не совсем ясно, чей товар в итоге пойдет в Евросоюз.
 
Конечно, здесь можно вспомнить, что TANAP в теории рассчитывает не только на Азербайджан, и что вообще общие объемы поставки газа на завершающих этапах путем строительства компрессорных станций планируется довести до 60 млрд кубов, но все это только прожекты.
 
Взять этот газ, если не брать в расчет Россию, просто неоткуда – по крайней мере, задействованная еще в Nabucco Туркмения здесь отпадает по причине нерешенности международно-правового статуса Каспия.
 
«Поэтому формально TANAP – это диверсификация поставок газа для европейцев, которую они очень хотели, но де-факто это политический проект, чей реальный экономический эффект практически нулевой», - резюмирует Юшков.
 
Все это только подтверждает то обстоятельство, что популизм в экономике ни к чему хорошему не приводит.

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики