Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия войдет в ОПЕК?

Россия войдет в ОПЕК?

Саудовская Аравия и Россия намерены заключить исторический долгосрочный пакт, который позволит на многие годы продлить контроль над мировыми поставками нефти крупными экспортерами, - передает Reuters.

"Мы работаем над тем, чтобы перейти от годового соглашения к соглашению на 10–20 лет", - рассказал саудовский наследный принц Мухаммед бин Салман Аль Сауд, добавив, что у Эр-Рияда и Москвы уже есть широкое соглашение, но подробности еще необходимо определить.

Не входящая в ОПЕК Россия работала вместе с картелем из 14 стран во время перенасыщения рынка нефти в январе 2017 года, что позволило восстановить цену до $70 за баррель, но сделка сроком на 10-20 лет между сторонами станет беспрецедентной.

О сотрудничестве на рынке энергоносителей между двумя странами заявил и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

"Российско-саудовские контакты на различных уровнях - на высоком, экспертном, на высшем - весьма активно развиваются. В ходе этих контактов обсуждаются различные сферы сотрудничества и взаимодействия, включая взаимодействие на энергетических рынках", - сказал Песков.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков обратил внимание на то, что заявление Саудовской Аравии стоит расценивать как попытку оказать влияние на трейдеров. "Такие заявления будут только до тех пор, пока цены на это реагируют и подрастают. Сейчас просто понадобилось сказать что-то позитивное, что сделка ОПЕК+ не сиюминутная, что Россия войдет в ОПЕК и так далее. Но всерьез сейчас не стоит рассматривать слова о том, что РФ присоединится к ОПЕК, что у кого-то есть план действий на ближайшие 20 лет. Даже у Китая нет такой долгосрочной стратегии", - отметил эксперт.

При этом он напомнил, что решение о заключении сделки ОПЕК+ было ситуативным. "Никто не знал, сработает оно или нет. Все участники соглашения понимали, что надо что-то делать, и из этого родилась сделка ОПЕК+. Но, подняв цены на нефть, они столкнулись с тем, что лучше всех данной ситуацией воспользовались США. Цены подросли, сланцевые месторождения стали рентабельными, соответственно, выросла и добыча. Поэтому, для того, чтобы поддерживать уровень цен на приемлемом значении,  всем участникам сделки необходимо постоянно делать какие-то информационные вбросы", - поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

"Дело в том, что рынок очень психологичен, и когда постоянно выходят новости о том, что американцы все больше и больше бурят и добывают, устанавливают исторические рекорды, рынок, естественно, реагирует на это продажей фьючерсов. Вслед за этим падает и цена. По этой причине ОПЕК постоянно должна делать позитивные заявления и говорить, например, что сделка продлится до 2019 года, ребалансировка достигнута, а если и не достигнута, то в ближайшее время это обязательно произойдет. Полагаю, заявление Саудовской Аравии сейчас носит примерно такой же характер", - заявил Игорь Юшков.

Кроме того, он выразил сомнение в том, что какие-либо предложения в рамках этого сотрудничества со стороны ОПЕК будут интересны российской стороне. "ОПЕК добывает меньше 50% нефти в мире, около 40% с небольшим. Мы также являемся конкурентами на мировых рынках энергоресурсов. Здесь сложно найти какую-то точку взаимодействия. Россия была вынуждена пойти на это сотрудничество, она на него и пошла. Единственный на сегодня возможный вариант сотрудничества в рамках ОПЕК+ - это переформатирование квот на добычу. Потому что многие страны, которые подписали эти соглашения, больше, чем им было положено, снизили объем производства из-за внутренних проблем. И получается, что определенные квоты восвобождаются. И их можно было бы отдать России или Саудовской Аравии для того, чтобы эти страны нарастили объем добычи. А общее суммарное производство в рамках ОПЕК+ не изменится", - резюмировал преподаватель Финансового университета при правительстве РФ.

Профессор кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Ольга Маликова, в свою очередь, заявила, что согласованная политика России с крупнейшими странами-экспортерами нефти представляется рациональной, но не в текущих условиях. "Проблема в том, что, если цены на углеводороды начнут очень сильно повышаться, это простимулирует быстрое развитие альтернативных технологий производства энергии в Европе и рост числа работающих буровых установок на сланцевой нефти в США. Эти факторы ограничивают возможности влияния ОПЕК на нефтяные цены. Сейчас в очень яркой форме проявляется эффект замещения, которого не было, например, в 70-е годы, когда ОПЕК доминировал на рынке, и это необходимо учитывать на переговорах с картелем, утратившим заметную часть влияния на рынок нефти", - обратила внимание она.

"В связи с этим трудно ответить на вопрос, есть ли смысл России де-факто входить в ОПЕК, но все же скорее нет, чем да. Я бы акцентировала внимание на том, что гибкость нефтяного рынка сейчас высокая, и любые резкие повышения цен на нефть приводят к активизации производителей сланцевой нефти, росту объема предложения нефти и обострению конкуренции. Кроме того, на привычном, стабильном для нас европейском рынке сбыта расширяется объем производства энергии из альтернативных источников, особенно солнечной энергетики и оффшорной ветровой энергетики. Практически все современные прогнозы говорят о том, что тенденция на развитие альтернативной энергетики будет сохраняться. Получается, что скоординированная политика, конечно, целесообразна, но очевидного смысла прямого вступления в ОПЕК в современных условиях нет", - резюмировала Ольга Маликова. 

Источник: Вестник Кавказа, 28.03.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики