Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азия загрузила трубы

Азия загрузила трубы

Глава «Транснефти» доложил президенту о реализации нефтепроводных проектов на восточном направлении

Почти две трети рабочих мест, созданных «Транснефтью» при реализации нефтепроводных проектов в последние 10 лет, приходится на восточные регионы страны. Об этом глава компании Николай Токарев рассказал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Но несмотря на активное развитие мощностей, ориентированных на Азию, спрос на них далеко не закрыт, отмечают эксперты. Часть российской нефти пока приходится поставлять через Казахстан, а многие участки на восточном направлении уже серьезно загружены. 

За последние 10 лет «Транснефть» построила 19 тыс. км линейных трубопроводов, сообщил Николай Токарев на встрече с главой государства 30 марта. 

— Создано порядка 13,5 тыс. рабочих мест, из них 9 тыс. — это Восточная Сибирь, Приморье, Хабаровский край, Амурская область, — отметил председатель правления компании.

Среди наиболее значимых проектов он назвал первую и вторую очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), Балтийскую трубопроводную систему, а также самый северный в России нефтепровод «Заполярье–Пурпе» и продолжающий его отрезок «Пурпе–Самотлор». Кроме того, Николай Токарев упомянул проект «Куюмба–Тайшет», построенный для поставок нефти с месторождений Красноярского края на экспорт, и отвод от ВСТО «Сковородино–Мохэ», ориентированный на Китай.

В том числе об этих проектах говорил на встрече с президентом 29 марта министр энергетики Александр Новак. Он напомнил, что нефтепровод «Заполярье–Пурпе» связал месторождения севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа с нефтетранспортной системой страны.

— Это позволило нам также обеспечить соединение этих месторождений и поставку этих энергоресурсов как в западном направлении, так и в восточном направлении, — подчеркнул он.

Развитие нефтепроводного транспорта России сегодня смещается на восток, отметил в беседе с «Известиями» заведующий сектором «Мировой нефтяной рынок» Института энергетики и финансов Александр Титов. По словам эксперта, в Европе спрос на черное золото сейчас почти не растет, к тому же для ключевого игрока рынка — «Роснефти» — азиатское направление более привлекательно с экономической точки зрения. Компания заключала долгосрочные контракты с Китаем еще несколько лет назад, при высоких ценах на нефть, напомнил Александр Титов.

Тем временем отдельные участки нефтепроводов, ориентированных на азиатские рынки, уже сейчас серьезно загружены, заметил он. Главной и фактически единственной нефтяной артерией, по которой сырье идет в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), остается ВСТО.

Часть транзита на Азию идет через соседнюю страну, напомнил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

— Пока у нас не получается наладить экспорт только через ВСТО, приходится оплачивать Казахстану транзитные услуги, — сказал он. 

В ближайшие пару лет мощности обещают нарастить. Так, к 2020 году предусмотрено расширение нескольких участков ВСТО. Пропускную способность на отрезке «Тайшет–Сковородино» доведут до 80 млн т нефти в год, на «Сковородино–Козьмино» — до 50 млн т. Ранее предполагалось, что на эту мощность трубопровод выведут только к 2030 году. Но в итоге сроки резко сократились из-за интереса к российскому топливу в АТР и развития Восточной Сибири.

Нынешние планы «Транснефти» в целом адекватны запросам рынка, считает Александр Титов. Отсрочки с запуском проектов могли бы привести к дефициту мощностей на азиатском направлении, но пока развитие трубопроводной системы шло в основном без задержек, подчеркнул эксперт. 

Автор: Юлия Макарова

Источник: Известия, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики