Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

"Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

Постановление Верховной Рады о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2" повлиять на проект не сможет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Очередное декларативное постановление Верховной Рады, которое уже не первое и, скорее всего, не последнее, постигнет судьба предыдущих аналогичных бумаг. Чтобы сорвать проект "Северный поток-2" нужны конкретные шаги и межгосударственные договоренности, чтобы европейские страны принимали определенные действия – голословных заявлений Киева явно недостаточно. Само по себе постановление Рады не способно затормозить реализацию проекта.
 
Возможно, украинские депутаты озаботились подобными инициативами в порядке подготовки к следующим выборам и стремятся показать: не только президент Петр Порошенко ведет борьбу с российским газопроводом, но и другие политики страны. Техническая возможность для блокировки проекта только одна: нужно, чтобы все "причастные" страны отказали в разрешении прокладывать трубы в своих территориальных водах. Германия, наоборот, согласие уже официально подтвердила. С Финляндией и Швецией ситуация тоже разрешена, небольшие проблемы сейчас может обеспечить лишь Дания", - отмечает эксперт.
 
Глава фракции "Народный фронт" в украинском парламенте Максим Бурбак объявил, что Раде стоит принять постановление о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2". Председатель парламента Андрей Парубий сказал, что проект документа может быть рассмотрен уже на этой неделе. "Мы должны донести всему миру, что доминирование "Газпрома" на рынке опасно. Руководство России никогда не сдерживало своё слово", - заявил Бурбак.
 
"Есть все признаки того, что Дания может вынести запрет на прокладку труб по своим территориальным водам – предположительно, именно для этого Копенгаген меняет национальное законодательство. В этом случае потребуется переработка и переделка проекта – газопровод проляжет в обход датской акватории. Дополнительные затраты составят порядка полумиллиарда долларов и около полугода уйдет дополнительно на реализацию, но в целом проект это не остановит.
 
Украина также может апеллировать к Европейской комиссии (ЕК), которая старается распространить правила третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы, что даст возможность блокировать неугодные проекты. Но ЕК не в силах сама принять необходимые изменения в европейское законодательство – для этого ей нужна поддержка Совета ЕС. А там сильно влияние национальных парламентов, и Германия вряд ли допустит подобный сценарий", - подчеркивает специалист.

США не рискуют ссориться с ЕС из-за Украины

Киев чуть не ежедневно разражается резкой критикой проекта "Северный поток-2". В этот раз Бурбак объявил: его реализация "опасна и безответственна", поскольку может привести к "монополии" России на газовом рынке Европы. А последствия он рисует и вовсе страшные: они якобы "выйдут далеко за пределы коммерции или внутренних дел стран ЕС и повлекут за собой экономическую и политическую дестабилизацию всей Европы, а значит, и планеты в целом".
 
На прошлой неделе Германия выдала "Газпрому" последнее разрешение, необходимое для строительства "Северного потока-2". Это второй газопровод проекта, который будет проложен по дну Балтийского моря напрямую из РФ в Германию. Его запуск, а также ввод в эксплуатацию "Турецкого потока" резко сократит значимость украинского трубопровода, с которого Киев ежегодно получает от России 2-3 млрд долларов транзитных доходов. Посол США на Украине Мари Йованович в конце 2017 года предсказала потерю 3% ВВП Украины из-за "Северного потока-2".
 
"Самым негативным сценарием сегодня все же видится возможность распространения норм третьего энергопакета законов на газопроводы. В этом случае "Газпром" не сможет прокачивать через "Северный поток-2" полный объем его загрузочной мощности – объемы упадут вдвое. В этом случае проект станет нерентабельным и, возможно, Россия его отсрочит, а то и вовсе закроет. То есть повторится история с газопроводом OPAL в рамках первой нитки "Северного потока" – практика показала, что даже эти сложности удалось преодолеть.
 
Помимо Европы, Киев в блокировке проекта постоянно апеллирует к США. Однако американцы еще в 2017 году приняли закон о санкциях против компаний, инвестирующих в российские газопроводы суммы свыше 10 млн долларов. То есть ко всем участникам проекта. Но чтобы фундаментально давить на "Северный поток-2" Америке нужно ссориться с европейскими компаниями и правительствами стран ЕС. Трамп это понимает, потому спустя 9 месяцев так и не активировал пакет санкций CAATSA.
 
К примеру, введение санкций к французской Engie очень не понравится Парижу и приведет к серьезной конфронтации. То же с Германией и рядом других государств. Если бы Вашингтон считал приемлемым для себя такой сценарий противостояния с ключевыми союзниками в Европе, санкции против кредиторов "Северного потока-2" давно были б введены. И похоже, что очередные сегодняшние протесты Киева против "Северного потока-2" вряд ли выйдут за пределы украинской территории", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики