Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

"Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

Постановление Верховной Рады о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2" повлиять на проект не сможет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Очередное декларативное постановление Верховной Рады, которое уже не первое и, скорее всего, не последнее, постигнет судьба предыдущих аналогичных бумаг. Чтобы сорвать проект "Северный поток-2" нужны конкретные шаги и межгосударственные договоренности, чтобы европейские страны принимали определенные действия – голословных заявлений Киева явно недостаточно. Само по себе постановление Рады не способно затормозить реализацию проекта.
 
Возможно, украинские депутаты озаботились подобными инициативами в порядке подготовки к следующим выборам и стремятся показать: не только президент Петр Порошенко ведет борьбу с российским газопроводом, но и другие политики страны. Техническая возможность для блокировки проекта только одна: нужно, чтобы все "причастные" страны отказали в разрешении прокладывать трубы в своих территориальных водах. Германия, наоборот, согласие уже официально подтвердила. С Финляндией и Швецией ситуация тоже разрешена, небольшие проблемы сейчас может обеспечить лишь Дания", - отмечает эксперт.
 
Глава фракции "Народный фронт" в украинском парламенте Максим Бурбак объявил, что Раде стоит принять постановление о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2". Председатель парламента Андрей Парубий сказал, что проект документа может быть рассмотрен уже на этой неделе. "Мы должны донести всему миру, что доминирование "Газпрома" на рынке опасно. Руководство России никогда не сдерживало своё слово", - заявил Бурбак.
 
"Есть все признаки того, что Дания может вынести запрет на прокладку труб по своим территориальным водам – предположительно, именно для этого Копенгаген меняет национальное законодательство. В этом случае потребуется переработка и переделка проекта – газопровод проляжет в обход датской акватории. Дополнительные затраты составят порядка полумиллиарда долларов и около полугода уйдет дополнительно на реализацию, но в целом проект это не остановит.
 
Украина также может апеллировать к Европейской комиссии (ЕК), которая старается распространить правила третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы, что даст возможность блокировать неугодные проекты. Но ЕК не в силах сама принять необходимые изменения в европейское законодательство – для этого ей нужна поддержка Совета ЕС. А там сильно влияние национальных парламентов, и Германия вряд ли допустит подобный сценарий", - подчеркивает специалист.

США не рискуют ссориться с ЕС из-за Украины

Киев чуть не ежедневно разражается резкой критикой проекта "Северный поток-2". В этот раз Бурбак объявил: его реализация "опасна и безответственна", поскольку может привести к "монополии" России на газовом рынке Европы. А последствия он рисует и вовсе страшные: они якобы "выйдут далеко за пределы коммерции или внутренних дел стран ЕС и повлекут за собой экономическую и политическую дестабилизацию всей Европы, а значит, и планеты в целом".
 
На прошлой неделе Германия выдала "Газпрому" последнее разрешение, необходимое для строительства "Северного потока-2". Это второй газопровод проекта, который будет проложен по дну Балтийского моря напрямую из РФ в Германию. Его запуск, а также ввод в эксплуатацию "Турецкого потока" резко сократит значимость украинского трубопровода, с которого Киев ежегодно получает от России 2-3 млрд долларов транзитных доходов. Посол США на Украине Мари Йованович в конце 2017 года предсказала потерю 3% ВВП Украины из-за "Северного потока-2".
 
"Самым негативным сценарием сегодня все же видится возможность распространения норм третьего энергопакета законов на газопроводы. В этом случае "Газпром" не сможет прокачивать через "Северный поток-2" полный объем его загрузочной мощности – объемы упадут вдвое. В этом случае проект станет нерентабельным и, возможно, Россия его отсрочит, а то и вовсе закроет. То есть повторится история с газопроводом OPAL в рамках первой нитки "Северного потока" – практика показала, что даже эти сложности удалось преодолеть.
 
Помимо Европы, Киев в блокировке проекта постоянно апеллирует к США. Однако американцы еще в 2017 году приняли закон о санкциях против компаний, инвестирующих в российские газопроводы суммы свыше 10 млн долларов. То есть ко всем участникам проекта. Но чтобы фундаментально давить на "Северный поток-2" Америке нужно ссориться с европейскими компаниями и правительствами стран ЕС. Трамп это понимает, потому спустя 9 месяцев так и не активировал пакет санкций CAATSA.
 
К примеру, введение санкций к французской Engie очень не понравится Парижу и приведет к серьезной конфронтации. То же с Германией и рядом других государств. Если бы Вашингтон считал приемлемым для себя такой сценарий противостояния с ключевыми союзниками в Европе, санкции против кредиторов "Северного потока-2" давно были б введены. И похоже, что очередные сегодняшние протесты Киева против "Северного потока-2" вряд ли выйдут за пределы украинской территории", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики