Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

"Угроза всему миру": борьба Киева с "Северным потоком-2" ограничится территорией Украины

Постановление Верховной Рады о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2" повлиять на проект не сможет. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"Очередное декларативное постановление Верховной Рады, которое уже не первое и, скорее всего, не последнее, постигнет судьба предыдущих аналогичных бумаг. Чтобы сорвать проект "Северный поток-2" нужны конкретные шаги и межгосударственные договоренности, чтобы европейские страны принимали определенные действия – голословных заявлений Киева явно недостаточно. Само по себе постановление Рады не способно затормозить реализацию проекта.
 
Возможно, украинские депутаты озаботились подобными инициативами в порядке подготовки к следующим выборам и стремятся показать: не только президент Петр Порошенко ведет борьбу с российским газопроводом, но и другие политики страны. Техническая возможность для блокировки проекта только одна: нужно, чтобы все "причастные" страны отказали в разрешении прокладывать трубы в своих территориальных водах. Германия, наоборот, согласие уже официально подтвердила. С Финляндией и Швецией ситуация тоже разрешена, небольшие проблемы сейчас может обеспечить лишь Дания", - отмечает эксперт.
 
Глава фракции "Народный фронт" в украинском парламенте Максим Бурбак объявил, что Раде стоит принять постановление о недопустимости строительства газопровода "Северный поток-2". Председатель парламента Андрей Парубий сказал, что проект документа может быть рассмотрен уже на этой неделе. "Мы должны донести всему миру, что доминирование "Газпрома" на рынке опасно. Руководство России никогда не сдерживало своё слово", - заявил Бурбак.
 
"Есть все признаки того, что Дания может вынести запрет на прокладку труб по своим территориальным водам – предположительно, именно для этого Копенгаген меняет национальное законодательство. В этом случае потребуется переработка и переделка проекта – газопровод проляжет в обход датской акватории. Дополнительные затраты составят порядка полумиллиарда долларов и около полугода уйдет дополнительно на реализацию, но в целом проект это не остановит.
 
Украина также может апеллировать к Европейской комиссии (ЕК), которая старается распространить правила третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы, что даст возможность блокировать неугодные проекты. Но ЕК не в силах сама принять необходимые изменения в европейское законодательство – для этого ей нужна поддержка Совета ЕС. А там сильно влияние национальных парламентов, и Германия вряд ли допустит подобный сценарий", - подчеркивает специалист.

США не рискуют ссориться с ЕС из-за Украины

Киев чуть не ежедневно разражается резкой критикой проекта "Северный поток-2". В этот раз Бурбак объявил: его реализация "опасна и безответственна", поскольку может привести к "монополии" России на газовом рынке Европы. А последствия он рисует и вовсе страшные: они якобы "выйдут далеко за пределы коммерции или внутренних дел стран ЕС и повлекут за собой экономическую и политическую дестабилизацию всей Европы, а значит, и планеты в целом".
 
На прошлой неделе Германия выдала "Газпрому" последнее разрешение, необходимое для строительства "Северного потока-2". Это второй газопровод проекта, который будет проложен по дну Балтийского моря напрямую из РФ в Германию. Его запуск, а также ввод в эксплуатацию "Турецкого потока" резко сократит значимость украинского трубопровода, с которого Киев ежегодно получает от России 2-3 млрд долларов транзитных доходов. Посол США на Украине Мари Йованович в конце 2017 года предсказала потерю 3% ВВП Украины из-за "Северного потока-2".
 
"Самым негативным сценарием сегодня все же видится возможность распространения норм третьего энергопакета законов на газопроводы. В этом случае "Газпром" не сможет прокачивать через "Северный поток-2" полный объем его загрузочной мощности – объемы упадут вдвое. В этом случае проект станет нерентабельным и, возможно, Россия его отсрочит, а то и вовсе закроет. То есть повторится история с газопроводом OPAL в рамках первой нитки "Северного потока" – практика показала, что даже эти сложности удалось преодолеть.
 
Помимо Европы, Киев в блокировке проекта постоянно апеллирует к США. Однако американцы еще в 2017 году приняли закон о санкциях против компаний, инвестирующих в российские газопроводы суммы свыше 10 млн долларов. То есть ко всем участникам проекта. Но чтобы фундаментально давить на "Северный поток-2" Америке нужно ссориться с европейскими компаниями и правительствами стран ЕС. Трамп это понимает, потому спустя 9 месяцев так и не активировал пакет санкций CAATSA.
 
К примеру, введение санкций к французской Engie очень не понравится Парижу и приведет к серьезной конфронтации. То же с Германией и рядом других государств. Если бы Вашингтон считал приемлемым для себя такой сценарий противостояния с ключевыми союзниками в Европе, санкции против кредиторов "Северного потока-2" давно были б введены. И похоже, что очередные сегодняшние протесты Киева против "Северного потока-2" вряд ли выйдут за пределы украинской территории", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики