Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры будут весьма сложными: сколько газа оставят Украине после ввода «Северного потока — 2»

Переговоры будут весьма сложными: сколько газа оставят Украине после ввода «Северного потока — 2»

После введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» Украину, которая пока еще остается основным транзитером российского газа в Европу, ждут серьезные убытки, но в ближайшие годы России по-прежнему придется пользоваться украинской газотранспортной системой, хотя и в гораздо меньшем объеме. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей высказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«План сдачи «Северного потока —2» — 2019 год, плюс мы ждем от европейцев подготовки сухопутной инфраструктуры газопровода, — отметил аналитик. — В Германии, по всей видимости, строительство сухопутного продолжения газопровода пока откладывается примерно на год. То есть, получается, мы сможем в полной мере реализовать возможности «Северного потока — 2» только в 2020 году. И, конечно, этот период требует использования газотранспортной системы Украины для обеспечения транзита российского газа в Европу. На этот счет сейчас ведутся переговоры по новому транзитному документу и по поставочному документу для Украины. Первый раунд уже состоялся, второй раунд намечен на апрель. Переговоры будут весьма сложными. В задачах стоит определение объема порядка пятнадцати, возможно, двадцати миллиардов кубометров в год, которые будут прокачиваться по украинской газотранспортной системе, даже с учетом ввода «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». 

Александр Пасечник отметил, что пока, фактически, «Северный поток — 2» — это еще проект, поэтому многие выкладки, в том числе по будущему украинскому транзиту, являются предварительными.

«Замечу, строительство «Северного потока — 2» еще не началось, — отметил эксперт. — Мы собираем все разрешения. От Германии такое разрешение есть, на подходе разрешения и от других стран. Где-то к лету будет собран пакет, и появится возможность начать строительство морского участка газопровода». 

Но, как бы ни шло строительство, реализация проекта «Северного потока — 2» — не очень хорошая новость для Украины, которая неизбежно серьезно пострадает экономически, лишившись львиной доли доходов от транзита российского газа, считает аналитик.

«В любом случае обходные магистрали «Газпрома» ограничивают возможности украинской газотранспортной системы. Но еще раз замечу, полного отказа [от использования Россией украинской газотранспортной системы], видимо, не будет. Определенный объем транзита мы, скорее всего, на украинском направлении сохраним. Конечно, он будет гораздо меньше, чем, как говорится, в лучшие годы. Если по украинской газотранспортной системе сейчас прокачивается, по крайней мере, по данным по 2017 год, свыше 90 млрд кубометров в год, то через два-три года этот объем будет раз в пять меньше — то есть, до 15-20 млрд кубометров в год», — подчеркнул Александр Пасечник

Ранее экс-депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник в комментарии Федеральному агентству новостей отметил, что загрузка в 15 млрд кубометров в год и ниже делает газотранспортную систему Украины нерентабельной. В понедельник стало известно, что украинский парламент намерен принять постановление, осуждающее строительству «Северного потока — 2».

Газопровод «Северный поток-2» должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. Совокупная мощность газопровода оценивается в 55 млрд кубометров в год.

Автор: Ирина Петрова 

Источник: ФАН, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики