Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переговоры будут весьма сложными: сколько газа оставят Украине после ввода «Северного потока — 2»

Переговоры будут весьма сложными: сколько газа оставят Украине после ввода «Северного потока — 2»

После введения в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2» Украину, которая пока еще остается основным транзитером российского газа в Европу, ждут серьезные убытки, но в ближайшие годы России по-прежнему придется пользоваться украинской газотранспортной системой, хотя и в гораздо меньшем объеме. Такую точку зрения в беседе с корреспондентом Федерального агентства новостей высказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

«План сдачи «Северного потока —2» — 2019 год, плюс мы ждем от европейцев подготовки сухопутной инфраструктуры газопровода, — отметил аналитик. — В Германии, по всей видимости, строительство сухопутного продолжения газопровода пока откладывается примерно на год. То есть, получается, мы сможем в полной мере реализовать возможности «Северного потока — 2» только в 2020 году. И, конечно, этот период требует использования газотранспортной системы Украины для обеспечения транзита российского газа в Европу. На этот счет сейчас ведутся переговоры по новому транзитному документу и по поставочному документу для Украины. Первый раунд уже состоялся, второй раунд намечен на апрель. Переговоры будут весьма сложными. В задачах стоит определение объема порядка пятнадцати, возможно, двадцати миллиардов кубометров в год, которые будут прокачиваться по украинской газотранспортной системе, даже с учетом ввода «Северного потока — 2» и «Турецкого потока». 

Александр Пасечник отметил, что пока, фактически, «Северный поток — 2» — это еще проект, поэтому многие выкладки, в том числе по будущему украинскому транзиту, являются предварительными.

«Замечу, строительство «Северного потока — 2» еще не началось, — отметил эксперт. — Мы собираем все разрешения. От Германии такое разрешение есть, на подходе разрешения и от других стран. Где-то к лету будет собран пакет, и появится возможность начать строительство морского участка газопровода». 

Но, как бы ни шло строительство, реализация проекта «Северного потока — 2» — не очень хорошая новость для Украины, которая неизбежно серьезно пострадает экономически, лишившись львиной доли доходов от транзита российского газа, считает аналитик.

«В любом случае обходные магистрали «Газпрома» ограничивают возможности украинской газотранспортной системы. Но еще раз замечу, полного отказа [от использования Россией украинской газотранспортной системы], видимо, не будет. Определенный объем транзита мы, скорее всего, на украинском направлении сохраним. Конечно, он будет гораздо меньше, чем, как говорится, в лучшие годы. Если по украинской газотранспортной системе сейчас прокачивается, по крайней мере, по данным по 2017 год, свыше 90 млрд кубометров в год, то через два-три года этот объем будет раз в пять меньше — то есть, до 15-20 млрд кубометров в год», — подчеркнул Александр Пасечник

Ранее экс-депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник в комментарии Федеральному агентству новостей отметил, что загрузка в 15 млрд кубометров в год и ниже делает газотранспортную систему Украины нерентабельной. В понедельник стало известно, что украинский парламент намерен принять постановление, осуждающее строительству «Северного потока — 2».

Газопровод «Северный поток-2» должен связать Россию и Германию по дну Балтийского моря. Совокупная мощность газопровода оценивается в 55 млрд кубометров в год.

Автор: Ирина Петрова 

Источник: ФАН, 02.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики