Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > После ареста Магомедовых крупнейшие порты России "уплывут" государству

После ареста Магомедовых крупнейшие порты России "уплывут" государству

"Транснефть" отложила покупку в ожидании более выгодных условий 

Арест братьев Магомедовых, совладельцев "Суммы", привел к остановке переговоров о продаже доли в группе "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП) "Транснефти". Однако, скорее всего, желанный пакет акций госкомпания все же получит – уже на более выгодных условиях.

Об остановке переговоров журналистам сообщил 3 апреля представитель "Транснефти" Игорь Демин. Он отметил, что компания (100% обыкновенных акций которой принадлежат государству) сохраняет интерес к увеличению доли в акционерном капитале НМТП, и подчеркнул, что основная задача сейчас – обеспечение стабильной работы предприятия. 13 апреля состоится внеочередное собрание акционеров НМТП. На нем будет избран новый состав совета директоров. Отмечается, что "Транснефть" планирует выдвинуть на должность председателя совета директоров представителя государства.

Группе "Сумма" принадлежат крупные доли в ряде логистических активов, в том числе в ПАО "Новороссийский морской торговый порт". Активы расположены в Новороссийске, Приморске и Балтийске. 50,1% акций находится в собственности Novoport Holding, которым на паритетных условиях владеют "Транснефть" и группа "Сумма". Отдельно "Транснефти" через "дочку" принадлежит еще 10,5%, "Сумме" – 2,75%. Еще 20% акций – у Росимущества, 5,3% находятся в управлении ОАО "Российские железные дороги". В состав Группы НМТП входят два крупнейших по грузообороту порта России — Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтийском море, что обеспечивает ей лидирующие позиции на российском рынке стивидорных услуг.

О том, что проблемам "Суммы" могли поспособствовать крупные госкорпорации, в том числе "Транснефть", Накануне.RU сообщало еще 2 апреля.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной и энергетической безопасности Игоря Юшкова, решение "Транснефти" приостановить сделку вполне объяснимо.

"Компания "Сумма" будет находиться под следствием, судьба ее активов непонятна. Здесь существенно повышаются риски и, по сути, вести переговоры-то не с кем. Основные собственники компании, которые принимают окончательные решения, сидят в СИЗО. С кем "Транснефть" будет вести переговоры? Против братьев Магомедовых открывается множество уголовных дел, множество эпизодов. Вплоть до создания группы, которая похищала имущество. Я думаю, что "Транснефть" просто будет ждать, пока эта история разрешится, потому что опыт последних лет показывает, что "Сумму" Магомедовых могут обвинить во множестве вещей", – отметил Игорь Юшков.

Он не исключил, что в случае с "Суммой" и НМТП может повториться история деприватизации "Башнефти".

"А вдруг, как, например, с "Башнефтью" – признают, что нынешние собственники неправомерно получили эту долю? И эта доля вернется в госсобственность. Здесь много рисков. Я думаю, что "Транснефть" займет выжидательную позицию, пока решатся все дела вокруг "Суммы" и Магомедовых", – считает эксперт.

Игорь Юшков отмечает, что пока неясно, будет ли доля новороссийского порта фигурировать в рамках уголовных дел. Помимо того, что у правоохранителей могут возникнуть вопросы к законности получения доли "Суммы" в НМТП, существует еще несколько возможных сценариев дальнейшего развития событий.

Так, если к "Сумме" возникнут претензии по возмещению ущерба от приватизации пакета НМТП и у компании не хватит на это денег, тогда она пойдет по пути банкротства, ее активы будут распродаваться для погашения ущерба государству, и, соответственно, доля в новороссийском порту тоже уйдет с молотка. В этом случае "Транснефть" может приобрести пакет акций как участник аукциона. Если "Сумма" сохранится как компания и банкротства не будет, то для выплаты ущерба она будет распродавать свои активы самостоятельно. Тогда, возможно, "Транснефть" приобретет те же активы без аукциона, но гораздо дешевле.

Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин также отмечает, что "Транснефть" получит актив. В разговоре с корреспондентом Накануне.RU эксперт отметил, что братья Магомедовы выставили неприемлемые для компании условия. Сейчас обстоятельства изменились.

"Можно рассчитывать, что условия для "Транснефти" будут более выгодными. Компания сможет получить пакет с помощью административных процедур. Что-то вроде того, что сейчас происходит в банковской сфере, когда государству банки фактически отходят по новой схеме финансового оздоровления, без отзыва лицензии. Поэтому "Транснефть" получит контроль над этим пакетом в ближайшее время, но не на тех условиях, которые ей выкатывал господин Магомедов – в несколько десятков млрд руб. Те условия, в которых он оказался - фактически угроза пожизненного заключения, не располагают к торгу. Скорее всего, он доли лишится целиком. Для него нет смысла сохранять какой-то процент. Что касается возможного приобретателя, то здесь есть закономерность в отношении всех активов Магомедовых. Это будут госструктуры. Скорее всего, государство напрямую. Не какие-то уполномоченные государством бизнесмены, а именно госкомпании вроде "Транснефти". Конкурентов за покупку пакета акции Магомедовых лично я не ожидаю", – сообщил Павел Салин.

Отметим, что 3 апреля вице-премьер Аркадий Дворкович, который считается близким к братьям Магомедовым, отказался комментировать вопрос продажи доли НМТП в свете ареста руководства "Суммы".

Напомним, владельцы группы "Сумма" братья Зиявудин и Магомед Магомедовы, а также глава компании "Интэкс" Артур Максидов были задержаны 30 марта. 31 марта они были арестованы по подозрению в хищении 2,5 млрд руб., в том числе выделенных на строительство объектов инфраструктуры и энергоснабжения. 

Автор: Ксения Теплякова

Источник: Накануне.RU, 04.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики