Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трубный запах. Как Россия оставит Украину без транзита газа

Трубный запах. Как Россия оставит Украину без транзита газа

"Северный поток — 2" и "Турецкий поток" лишат газотранспортную систему Украины работы. "Газпром" готов сохранить не более 15 процентов нынешних объемов транзита голубого топлива. Почему это не спасет украинскую трубу — в материале РИА Новости.

Ожидание перемен

Транзит российского газа в страны Евросоюза через территорию Украины продолжится и после ввода в эксплуатацию газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток — 2". Однако в значительно меньших объемах — 10-15 миллиардов кубометров в год. С таким заявлением выступил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер в эфире Первого канала.

"Есть сопредельные государства, есть регионы, которые находятся на границе с Украиной со стороны Европы, и, без сомнения, поставки в эти регионы Европы будут осуществляться транзитом через территорию Украины. Другое дело, что эти объемы, которые будут, без сомнения, менее значительные", — пояснил он. 

В 2017-м транзит российского газа через Украину почти достиг 94 миллиардов кубометров. Это абсолютный рекорд за последние восемь лет. Киев рассчитывал, что в перспективе поставки топлива европейским потребителям по ГТС превысят 110 миллиардов кубов.

Это крайне важно для украинской экономики. В прошлом году "Газпром" заплатил за транзит около трех миллиардов долларов. Если сотрудничество с Россией в газовой сфере будет свернуто, в бюджете Украины образуется еще одна брешь, заполнить которую просто невозможно.

Соло на трубе

Сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в беседе с РИА Новости напомнил, что сокращение транзита газа через Украину в Европу с 2020 года, когда истечет срок действия старых контрактов, давно запланировано "Газпромом". Еще в 2016-м российская компания объявила о программе оптимизации затрат. В частности, предусмотрена ликвидация почти четырех тысяч километров сухопутных газопроводов после ввода в эксплуатацию "Северного потока — 2".

Решение снизить объемы украинского транзита основано на экономической целесообразности. Себестоимость доставки газа в Евросоюз напрямую через Балтику в 1,6 раза ниже, чем через Украину. 

Дело не только в том, что морской маршрут короче и не обременен посредниками. ГТС Украины создавалась четыре десятилетия назад, поясняет Марунич. Главный актив — три магистральных газопровода, построенных во времена СССР: "Союз", "Братство" и Трансбалканский. Общая протяженность на украинской территории почти 3,7 тысячи километров.

Сейчас при строительстве газотранспортной инфраструктуры применяются качественно новые технологические решения. Это позволяет существенно снизить издержки на перекачку топлива. Уже по этой причине украинская труба не способна конкурировать с "Турецким потоком" и "Северным потоком — 2".

Тем не менее "Газпром" объективно заинтересован в сохранении украинского маршрута. По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, только через Украину можно поставлять газ в Молдавию и Приднестровье. Подключать их к "Турецкому потоку" не планируется. 

Украинская труба может понадобиться и в период пиковых нагрузок. Сезонный спрос на газ повышается не только зимой, но и летом, когда из-за жары возрастает потребление электричества, и расход топлива на электростанциях увеличивается.

Способность оперативно удовлетворять заявки партнеров, причем практически в неограниченном объеме, по словам Симонова, всегда будет главным преимуществом "Газпрома".

Объемы имеют значение

Будущее транзита российского газа через территорию Украины зависит не только от политической воли сторон, но и от объемов поставок. Содержание ГТС, ее текущий ремонт и модернизация требуют немалых денег.

Марунич говорит, что амортизационный износ украинских газопроводов превышает 50 процентов. В свое время проводилась оценка потребностей ГТС в инвестициях. В ценах 2012-2013 годов насчитали порядка 5,8 миллиарда долларов.

Заявленный Миллером объем транзита в 10-15 миллиардов кубометров газа в год, оплаченный по действующим тарифам, не обеспечит украинской трубе даже минимальный уровень рентабельности. Для Киева было бы оптимально, чтобы "Газпром" сохранил поставки на уровне 50-60 миллиардов кубов.

Минимальная загрузка ГТС Украины, по оценке Симонова, — 25 миллиардов кубометров. Тогда оплата транзита хотя бы покроет производственные издержки. 

Возможно, "Нафтогаз" потребует повышения тарифов на прокачку топлива. Эксперты не исключают, что предложенные украинской стороной условия окажутся неприемлемыми. В таком случае ГТС определенно останется без российского газа. Один из способов решения проблемы — перенос точки продажи топлива европейским покупателям с западной границы страны на восточную. В этом варианте издержки за транзит возьмут на себя партнеры из ЕС, с которыми Киеву договориться проще.

Идея не нова. Несколько лет назад с ней выступал "Газпром". Но европейские энергокомпании категорически не желают рассматривать это предложение, подчеркивая, что транзитные риски заложены в высоких ценах на газ. Пока не ясно, как "Нафтогаз" намеревается спасать ГТС, когда российский транзит сократится до символических значений.

Украина к такому повороту совершенно не готова, хотя и понимает, что это вполне возможно, признает Марунич.

Автор: Игорь Наумов

Источник: РИА Новости, 05.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики