Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша срывает «Северный поток-2», чтобы освободить Европу для американского газа

Польша срывает «Северный поток-2», чтобы освободить Европу для американского газа

Борьба сторонников и противников проекта «Северный поток-2» находится в самом разгаре. Германия, Австрия, Венгрия и Чехия все чаще говорят о необходимости реализации проекта, в то время как Польша открыто выступает против него. Однако, если присмотреться к аргументам Варшавы, становится ясно, в чьих интересах она действует на самом деле.

Долгие годы Россию обвиняли в политизации энергетики. Мы постоянно слышали, что Москва использует «нефтегазовую дубинку», «энергетическое оружие», и что Владимир Путин – то ли «король ОПЕК», толи царь всей мировой энергетики («Putin is now the world’s energy czar»). Все попытки российских политиков и представителей компаний разъяснить нашим западным партнерам, что мы зависим от покупателей углеводородов не меньше, чем они от нас, что мы хотим честных рыночных отношений, воспринимались и продолжают восприниматься со скепсисом. Более того, в последние годы на практике мы видим совершенно обратную ситуацию.

ЕС и США используют энергетику в политических целях: был введен запрет на финансирование российских нефтегазовых компаний, запрет на сотрудничество в проектах на шельфе и при добыче трудноизвлекаемой нефти. 

В последнее время ужесточилась борьба против российского проекта «Северный поток-2». Этот газопровод пройдет по дну Балтийского моря от России до Германии и будет прокачивать 55 млрд куб. м газа ежегодно.

США, рассчитывающие увеличить экспорт СПГ, хотят сорвать реализацию проекта «Северный поток-2» для того, чтобы расчистить европейский рынок для собственного газа. 

Об этом откровенно написано в американском законе о санкциях против РФ. В настоящее время американский СПГ уходит на рынки Азии и Южной Америки, так как там экспортеры могут получить большую прибыль, чем при поставках в ЕС. Значит, нужно сократить поставки дешевого российского газа на европейский рынок. Последующий дефицит повысит цены, и американским компаниям будет рентабельно поставлять свой СПГ на рынок ЕС.

Одну из ключевых ролей в данной истории американские политики отводят Польше. Варшава открыто выступает против «Северного потока-2», апеллируя к экономическим причинам. Ведь, несмотря «нормальность» антироссийской риторики на Западе, явно отказываться от теорий открытого рынка, свободной торговли и прочих европейских ценностей все еще неприлично. Но, если присмотреться к этим экономическим аргументам Польши против строительства «Северного потока-2», окажется, что они полностью несостоятельны.

Польские политические лидеры и руководители государственной энергокомпании PGNiG часто используют два противоречащих друг другу тезиса.

Первый: нельзя допустить строительство «Северного потока-2», так как это приведет к росту зависимости Европы от российского газа. Этот тезис предполагает, что после запуска газопровода европейцы будут закупать больше российского газа, а значит, доля Газпрома на европейском рынке газа возрастет. Т.е. «Северный поток-2» будет прокачивать газ, закупаемый по новым, дополнительным контрактам Газпрома и европейских компаний. Получается, что действующие контракты сохранятся, и Украина продолжит быть крупным транзитером. Но последний аспект никто не озвучивает.

Второй: после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» по нему пойдет тот газ, который сейчас проходит транзитом через Украину, а значит, Киев лишится доходов, и экономика рухнет. Противоречие с первым аргументом заключается в том, что тут никаких новых контрактов Газпрома с европейскими структурами не заключается, а значит, зависимость Европы от российского газа не растет.

Показательно, что отдельные польские политики, например, депутат Европарламента от Польши Ядвига Вишневская умудряются перечислить оба указанных аргумента в одном интервью.

В реальности ближе к истине сторонники второго аргумента.

Газпром не скрывает, что газопроводы «Северный поток», Северный поток-2» и «Турецкий поток» должны дать ему возможность выбирать маршрут доставки газа европейским потребителям. 

Сейчас Украина остается безальтернативным транзитером российского газа. В 2017 г. через нее прошло 93,5 млрд куб. м газа, притом, что все другие газопроводы были максимально загружены (по «Северному потоку» прошел 51 млрд куб. м газа из 55 возможных по ограничениям самого ЕС). Кстати, даже если Газпром построит «Турецкий поток» (мощность 31,5 млрд куб. м в год) и «Северный поток-2» (55 млрд куб. м) и дозагрузит «Северный поток», через Украину нужно будет продолжать качать примерно 3 млрд куб. м (при сохранении спроса на газ в Европе на уровне 2017 г).

В целом возникает вопрос, почему Россия должна обеспечивать гарантированное наполнение украинского бюджета? Даже если абстрагироваться от всех процессов, происходящих в наших отношениях, Газпром должен ориентироваться на экономические показатели. А они таковы: маршрут через Балтийское море короче, чем через Украину, за поставки по России и морскому участку концерн будет платить по сути сам себе, а не государственному «Укртрансгазу», как в случае с украинским маршрутом. Кроме того, «Нафтогаз» неоднократно намеревался поднять тариф на прокачку российского газа и недавно подал иск об этом в Стокгольмский арбитраж.

Таким образом, Польша, и другие противники «Северного потока-2» отказывают России в праве диверсифицировать маршруты доставки своего газа на рынки сбыта. Для Газпрома же строительство нового газопровода является вопросом надежности выполнения своих коммерческих контрактов. 

Украинская ГТС десятилетиями была недофинансирована, и сейчас желающих вложить в ее модернизацию около $10-12 млрд не находится. А значит, в будущем пропускная способность будет сокращаться, а количество аварий – увеличиваться.

В среднесрочной перспективе сохранение транзита газа через Украину позволит США и Европе минимизировать свои субсидии Киеву, ведь деньги ему будет давать Газпром. А в долгосрочной перспективе отсутствие обходных газопроводов приведет к сокращению поставок российского газа в Европу (пропускная способность будет сокращаться по причинам старения, а других маршрутов не будет). 

Цены на газ при этом вырастут, и американским компаниям будет выгодно поставлять сюда газ – все как написано в августовском законе о санкциях. Ситуацию спасает противовес Польше в виде Германии, Австрии, Венгрии, Чехии и ряда других стран, бизнесмены и политики которых все чаще говорят о необходимости реализации проекта. Таким образом, мы видим разгар борьбы сторонников и противников проекта «Северный поток-2». Более того, данный кейс становится примером борьбы экономической и политической логики в действиях государств, декларирующих свою приверженность европейским ценностям.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 05.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики