Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев ликует: Европа против «Северного потока-2»

Киев ликует: Европа против «Северного потока-2»

ЕК объединилась с Украиной против российского газопроводного проекта

В Еврокомиссии заявили, что не поддержат газопровод «Северный поток-2», если он будет построен. Как заявил глава Генерального директората по вопросам энергетики Европейской комиссии (ЕК) Доминик Ристори на брифинге в Киеве 6 апреля, строительство Nord Stream 2 не соответствует ряду целей, которые ставит перед собой Евросоюз.

«Наша позиция четкая: мы считаем, что Nord Stream 2 не содействует диверсификации источников и маршрутов поставки газа. Если газопровод построят, он не будет поддержан ЕК», — подчеркнул Ристори.

На Украине это заявление было воспринято с торжеством, тем более что буквально за день до этого, 5 апреля Верховная Рада Украины приняла постановление, призывающее мировое сообщество принять меры против строительства газопровода «Северный поток-2».

«Обращаясь к парламентам и правительствам иностранных государств, мировому бизнес-сообществу, Верховная Рада Украины призывает: сделать все возможное для полного и необратимого запрета на строительство газопровода „Северный поток-2“, не принимать никакого участия в подготовке, финансировании или лоббировании этого проекта», — сказано в заявлении.

Комитет по вопросам европейской интеграции Рады, который участвовал в разработке документа, утверждает, что из-за строительства газопровода в Европе установится «абсолютная газовая монополия» России. «Газпром» получит контроль над объемом и ценой газового рынка континентальной Европы, а также «физическую возможность вообще отказать в поставках газа странам Центральной Европы». Последствия реализации этого проекта, утверждают депутаты, приведет к энергетическому кризису, а потом и экономической и политической дестабилизации Европы и планеты в целом. Депутаты призвали немедленно обсудить запрет «Северного потока-2» с Еврокомиссией.

Правда, по иронии судьбы, в день публикации этого воззвания, Министерство экономики Финляндии разрешило компании Nord Stream 2 AG строительство газопровода «Северный поток-2» в исключительной экономической зоне страны.

«Мы очень рады получить это разрешение как результат нашей всесторонней и кропотливой работы в ходе комплексного процесса получения разрешений. Это еще один важный этап для проекта «Северный поток-2», — прокомментировали это решение в Nord Stream 2 AG. В компании добавили, что должны получить еще одно разрешение от финских властей о соответствии проекта местному закону о воде. Они надеются, что это будет сделано в ближайшие недели.

Ранее оператор Nord Stream 2 AG уже получил полный пакет разрешений на строительство от властей Германии. Процедура получения разрешений от других стран вдоль маршрута газопровода — Швеции, Дании, а также самой России — идет по графику, как заверяют в компании.

Получается, что с одной стороны разрешения на строительство постепенно выдаются, а с другой, Еврокомиссия выступает против проекта. Чем это объясняется? Возможно, тем, что если Украину в Европе могут не слушать, то позицию США так легко игнорировать не удастся. Американский президент Дональд Трамп 3 апреля на встрече с лидерами Эстонии, Латвии и Литвы заявил, что Вашингтон «не рад» продвижению проекта газопровода «Северный поток-2» в Германии.

«НАТО получило миллиарды долларов из-за меня, потому что я сказал многим странам: «Вы несправедливы, вы не платите». Правильно ли это? Много стран не платили. И сейчас Германия платит 1 процент ВВП, и они даже не платят полный 1 процент. Германия заводит трубопровод в Россию, она планирует заплатить России миллиарды долларов за энергию. И я говорю: «Что происходит?» — возмутился Трамп.

Власти Германии, в свою очередь, неоднократно заявляли, что «Северный поток-2» является исключительно коммерческим проектом, и, хотя они с пониманием относятся к беспокойству коллег, оно не обосновано. В то же время, Берлин подчеркивал, что «в интересах Германии и Европы, чтобы Украина продолжила играть роль в транзите российского газа».

На том же брифинге в Киеве Ристори заявил, что ЕС «будет предоставлять поддержку Украине в переговорах по транзиту после того, как закончит действие текущий контракт, то есть с 2020 года, возможно, в трехстороннем формате».

Накануне глава российского «Газпрома» Алексей Миллер рассказал, что после истечения контракта с Украиной в 2019 году и введения в эксплуатацию «Северного потока-2» транзит через эту страну продолжится, но будет сокращен с нынешних 90 млрд. кубометров в год до 10−15 млрд. кубометров. То есть фактически пожелание Еврокомиссии удовлетворено — транзит остается, только в меньшем объеме.

Не совсем понятно и то, как именно Еврокомиссия будет «не поддерживать» «Северный поток-2». Еще несколько месяцев назад юридический департамент ЕК постановил, что формальных причин для блокирования проекта нет. Он также отказался выдавать специальный мандат на переговоры с Россией по этому вопросу. Сейчас у Комиссии зреют планы подвести проект под действие Третьего энергопакета, но и это никак не должно сказаться на его строительстве, только на дальнейшей эксплуатации. Сам Ристори также уточнил, что о дополнительных санкциях речь не идет. 

Зато США явно раздумывают о санкциях против «Северного потока-2». Мнение американской администрации по этому поводу все время меняется. То представители Госдепа разъясняют, что действие августовского закона CAATSA не распространяется на проекты, начатые до момента его подписания, то спикер Хизер Нойерт «дает понять», что компании, которые продолжат сотрудничать с энергетическим сектором России могут все же попасть под ограничения.

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач поясняет, что сейчас в Евросоюзе идет упорная борьба между политикой и экономикой, и неизвестно, что возьмет верх.

— Еврокомиссия совместно с политическим противниками этого проекта долгое время искала предлог для того, чтобы заблокировать его или создать препятствия для эксплуатации. Пока им это не удалось. Возможностей и полномочий для того, чтобы регулировать «Северный поток-2» и вмешиваться в его реализацию, у Еврокомиссии нет. Остается делать такие политические заявления.

Это чистое иезуитство. Они действуют согласно букве своего энергетического мандата, который был принят для того, чтобы создать сложности для российского газа в Европе. Но при этом именно российский газ является гарантом энергетической безопасности в Европе.

В правилах Европейского энергосоюза говорится о необходимости диверсификации источников газа и путей транзита. Но «Северный поток-2» — это та же диверсификация, ведь он создает дополнительную инфраструктуру. Получается, Еврокомиссия выступает против своих же потребителей. Главная задача Энергосоюза — увеличивать безопасность и получать ресурсы, как у них записано, по affordable price, то есть доступной цене. Ограничивая конкуренцию, они сами создают условия для роста цен.

«СП»: — Но почему отдельные страны проект одобряют, а Еврокомиссия — нет? Не создает ли это противоречий внутри ЕС?

— Страны одобряют проект, потому что он целиком и полностью соответствует их действующему законодательству. Кроме того, у них есть экономическая заинтересованность в этом газопроводе. Страны действуют в экономической и юридической логике. А Еврокомиссия действует в логике политической. Вот и делайте выводы, является ли «Северный поток-2» проектом политическим, как говорят его противники, или же это его оппоненты руководствуются исключительно политикой.

У государств есть собственное законодательство, и они не могут позволить себе действовать в политической логике там, где работают законы. Европа пока что остается правовым пространством. Кроме того, этот проект очень хотят реализовать экономические агенты разных стран. Значит, они видят его коммерческий потенциал и экономическую необходимость. У общеевропейских регуляторов нет оснований для того, чтобы его запрещать.

Есть попытки загнать его в логику политического противостояния и заблокировать на основании политических аргументов. Эти попытки будут продолжаться, но они противоречат экономическим интересам заинтересованных государств и, будем надеяться, не увенчаются успехом.

Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин считает, что пока у Еврокомиссии нет возможности заблокировать проект.

— Неправильно говорить о Европе, как о единой структуре с единым мнением. Она разнородна и там есть разные позиции по этому вопросу. То, что Финляндия выдает разрешения — предсказуемо. В странах проходит установленная процедура согласования, и они по очереди выдают разрешения. Все идет так, как и планировалось.

Но параллельно продолжаются высказывания украинской стороны о том, что «Северный поток-2» лучше не строить. Они обосновывают это одним простым фактором — потерей дохода от транзита газа через Украину. При этом уже не работает аргумент о том, что таким способом Россия якобы попытается отключить газ Украине, который приводили раньше. На протяжении последних лет Украина сама обходилась без российского газа и закупала его в Европе. Ввод «Северного потока-2» никак этому не мешает.

Что касается транзита, экономически новый маршрут гораздо выгодней, а Украина пока не предлагает никаких вариантов, чтобы сделать собственный транзит более привлекательным.

«СП»: — Насколько серьезно заявление Еврокомиссии, может ли она помешать реализации проекта?

— Несмотря на политические заявления, европейцы потихоньку выполняют все, что требуется для строительства. Не забывайте, что в нем заинтересована и Германия, один из флагманов Евросоюза. Что касается Еврокомиссии, они сами себе противоречат. Сегодня было сказано, что они поддерживают транзит через Украину, так как он позволяет диверсифицировать маршруты поставок газа в Европу. Непонятно, о какой диверсификации идет речь, если и там, и там поставщиком является Россия. Если же речь идет о технических рисках, то как раз «Северный поток-2» за счет ввода новых мощностей позволяет их снять.

Так что у ряда европейских коллег есть желание помешать проекту, но серьезных оснований для того, чтобы это сделать, нет. Вот и остаются чисто политические аргументы о том, что им не очень нравится «Северный поток-2» и строить его не надо.

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 06.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики