Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтепродуктопровод из Беларуси в Россию: миф или реальность?

Нефтепродуктопровод из Беларуси в Россию: миф или реальность?

26 марта 17 стран Евросоюза объявили о высылке российских дипломатов в знак солидарности с Великобританией, которая обвиняет Россию в причастности к «делу Скрипаля». Среди участников «флешмоба» ожидаемо оказались Литва (высылает трех дипломатов), Эстония и Латвия (высылают по одному дипломату). Очевидно, что подобная акция западной коалиции повлечет за собой и понижение общего уровня отношений с Россией как в политике, так и в экономике. Говоря об отношениях России и стран Прибалтики, можно прогнозировать активизацию перевода грузов в российские порты. Эта программа реализуется довольно давно. Продолжается проработка возможностей перевода белорусских нефтепродуктов, традиционно отгружаемые через прибалтийские порты, на российские терминалы. Пока стороны достигли соглашения по небольшим партиям. Учитывая достаточно высокую стоимость транспортировки по железнодорожным путям, Москве придется предложить Минску альтернативные варианты.

Прибалтийские порты уже лишились львиной доли российского транзита. Особый акцент Москва сделала на отказ от прокачки через Прибалтику нефтепродуктов.

Для этого были построены нефтепровод БТС и БТС-2 на Приморск и Усть-Лугу соответственно. А поставки нефти и нефтепродуктов были перенаправлены на нефтепродуктопровод «Север». В 2016 г. глава «Транснефти» Николай Токарев докладывал Владимиру Путину о планах полного отказа от транзита нефтепродуктов через порты других государств на Балтийском море.

Помимо перевода собственных углеводородов с портов стран Прибалтики, Россия заинтересована перевести на свои терминалы и нефтепродукты из Беларуси. 

Москва и Минск давно обсуждают возможность транзита нефтепродуктов, однако белорусская сторона указывала на невыгодность использования российских портов в сравнении с терминалами в Прибалтике. В декабре РЖД предоставила скидку на доставку нефтепродуктов из Беларуси в порты Ленинградской области в объеме 25%, а в марте 2017 г. увеличила ее до 50%.

Предоставление скидок на перевозки не изменило направления экспорта белорусских нефтепродуктов. В ответ на жалобу главы РЖД Олега Белозерова, Владимир Путин высказался за то, чтобы «запакетировать» поставки нефти и произведенных из нее на белорусских НПЗ нефтепродуктов. Хотя на уровне главы государства данная тема пока не получила развития, на уровне бизнеса и экспертного сообщества варианты перенаправления белорусских нефтепродуктов все же обсуждаются. В частности, генеральный директор АО «Усть-Луга Ойл» Константин Хамлай в феврале 2018 г. заявил, что обсуждает с «Транснефтью» возможность строительства нефтепродуктопровода от белорусских НПЗ до Усть-Луги.

Конечно, Хамлай прежде всего исходит из соображений загрузки собственного терминала, однако в данном случае он поднимает важную для российско-белорусских отношений тему.

Транспортировка нефтепродуктов по трубе стала бы хорошим компромиссным решением, так как это дешевле, чем при использовании железной дороги. Причем тут можно рассматривать два варианта. 

Первый предусматривает поставку нефтепродуктов по существующим трубам. Нефтепровод «Дружба», проходящий через Беларусь, имеет избыточную мощность. Россия перебросила часть объемов на Новороссийск и порты в Ленинградской области. Кроме того, ежегодно все больше нефти уходит на восточное направление (в Китай и другие азиатские страны).

«Транснефть» может высвободить одну из труб от Беларуси до Ярославля. После промывки специальной жидкостью, удаляющей остатки нефти, трубопровод сможет использоваться для прокачки дизельного топлива в реверсном направлении (в Россию).

В районе Ярославля трубу можно соединить с действующим нефтепродуктопроводом Второво-Ярославль-Кириши-Приморск (проект «Север»). В данную трубу сейчас поступает дизельное топливо класса «евро 5» с множества НПЗ, расположенных в центральной России. В 2017 г. через Приморск было перевалено 13,5 млн т нефтепродуктов. «Транснефть» планирует к 2019 г. загрузить трубу до 20 млн т, а к 2020 г. – до 25 млн т. Но если будет потребность, то компания готова увеличить этот объем. Плюсом данного варианта является отсутствие масштабного строительства новых трубопроводов. Минусом – высокая протяженность трубы (крюк через Ярославль).

Вторым способом доставки нефтепродуктов из Беларуси в балтийские порты России является строительство новой полноценной трубы. Наиболее перспективным вариантом стал бы нефтепродуктопровод «Новополоцк-Усть-Луга». Среди плюсов: малая протяженность трубопровода, ведь до Усть-Луги от Беларуси ближе, чем до Приморска, к тому же, маршрут можно спроектировать, по сути, «по прямой». Минусом являются большие чем у первого варианта капитальные затраты и время строительства.

Важно отметить, что сравнить стоимость экспорта белорусских нефтепродуктов через порты Прибалтики и российские терминалы с доставкой по трубе невозможно. 

«Транснефть» может сделать расчет тарифа на транспортировку, если ей сообщат все параметры: объемы и период прокачки. Однако белорусская сторона не говорит о том, какие объемы могла бы перенаправить в российскую трубу, если таковая была бы построена.

Беларусь могла бы экспортировать через Россию примерно 7-6 млн т дизельного топлива. Однако официально эти цифры Минск не предоставляет. Следовательно, «Транснефть» не может рассчитать тариф на прокачку нефтепродуктов ни в случае использования существующего нефтепровода до Приморска, ни для варианта строительства новой трубы. А значит, мы не можем сравнить рентабельность транзита через Россию и через Прибалтику.

У Беларуси есть существенные резоны для сохранения статуса-кво. С чьей территории будут вывезены нефтепродукты за границу ЕАЭС, тот и зачислит экспортную пошлину в свой бюджет. Например, в марте 2018 г. с каждой экспортированной из России тонны дизельного топлива компании платят $35,8. С 6 млн т дизеля государство в виде пошлин получает $214 млн. Ни для кого такая сумма не будет лишней.

В настоящее время, согласно двусторонним договоренностям Москвы и Минска, при экспорте нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, Беларусь оставляет экспортные пошлины в своем бюджете до достижения поступлений в размере $1,5 млрд. Сверх этой суммы все отправляется в российский бюджет.

Но фактически прецедента превышения квоты в $1,5 млрд еще не было. Если же дизельное топливо пойдет через российские порты, то экспортные пошлины со всего объема будут зачисляться в бюджет РФ.

Проблема с пошлинами устранится в случае завершения в России налогового маневра (обнуление экспортной пошлины и рост НДПИ). Ведь при этом нефть и для российских, и для белорусских НПЗ будет стоить столько же, сколько в других странах, и механизм распределения пошлин от нефтепродуктов потеряет смысл. Однако пока российское руководство не приняло окончательного решения, будут ли экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты обнулены и в какой срок.

В итоге можно сказать, что сторонам следовало бы провести открытую дискуссию и предоставить друг другу официальную информацию: с одной стороны – какой объем дизельного топлива Беларусь экспортирует через прибалтийские порты и готова перевести на Россию, с другой стороны – каковы параметры реализации налогового маневра в нефтяной отрасли РФ.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Евразия.Эксперт, 08.04.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики