Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нулевая альтернатива": Порошенко почти убедил Европу в важности "Северного потока-2"

"Нулевая альтернатива": Порошенко почти убедил Европу в важности "Северного потока-2"

Заявление украинского президента Петра Порошенко, что транзит российского газа в Европу выгоднее, чем по газопроводу "Северный поток-2" – лишь неумелый политический торг. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"По сути Порошенко ничего нового не сказал – он продолжает стучать в двери европейским странам, призывая отменить проект российского газопровода. При этом апеллируя совершенно абсурдными аргументами – к примеру, об отсутствии экономической основы этого проекта. Такие тезисы неоднократно и легко опровергались, в том числе на Западе, но за неимением других аргументов Киев продолжает настаивать на привычных тезисах.
 
Конечно, экономически прокачивать газ по "Северному потоку-2" более выгодно – хотя бы потому, что этот маршрут существенно короче украинского. Во-вторых, в новом газопроводе используются современные, более экономичные технологии. Кроме того, собственником "Северного потока-2" будет "Газпром", то есть за прокачку он платит сам себе, что значительнее выгоднее, чем платить государствам, по которым энергоноситель транспортируется. Но самое смешное – слышать от Украины о нерентабельности нового газопровода, когда ее политики регулярно заявляет, что намерены поднять плату за транзит по своей территории", - отмечает специалист.
 
Порошенко в очередной раз призвал бизнес и политиков ФРГ пересмотреть отношение к "Северному потоку – 2" в интервью немецким СМИ. По его словам, поставки газа из РФ через территорию его страны значительно более выгодны. Дескать, новый газопровод "не имеет экономически обоснованной базы", и это "политическая взятка за лояльность к России". "Есть украинский транзитный трубопровод, который намного дешевле. Его можно легко и выгодно модернизировать… Без огромных инвестиций можно значительно доработать транзитную линию через Украину", - утверждает Порошенко. И тут же признает: "Северный поток–2" сулит Украине "огромный ущерб".
 
"Киев сам себе противоречит, и Европа это видит. Украинские политики заявляют, что намерены повысить тарифы на транзит газа из РФ, при этом Порошенко говорит о выгоде Европе. По действующему контракту на такие действия должны дать согласие Россия или международный арбитраж. Стокгольмский суд в этом вопросе Украине уже отказал. Но сомневаться, что в новом контракте Киев сделает все, чтобы максимально повысить цену транзита, не приходится. Это автоматически сделает газ дороже для европейских потребителей.
 
Порошенко пытается сделать хоть что-то для блокировки "Северного потока-2" на фоне политического конфликта, который Запад развернул против России. Но делать это когда Германия уже дала разрешение на строительство газопровода, на мой взгляд, бессмысленно – Берлин был ключевым игроком, от которого зависел проект. Все остальные возможные сложности носят технический характер и заблокировать "Северный поток-2" не смогут", - подчеркивает эксперт.

Повысить ставки и риски

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии, рядом с действующим "Северным потоком". Ранее в марте главы парламентов Литвы, Латвии и Польши подписали в Вильнюсе совместное заявление против этого строительства, отметив, что оно является геополитическим проектом, основанным на политическом решении об отказе от транзита газа через Украину. Обращение также подписали Украина и Молдавия.
 
В конце марта Германия разрешила на строительство "Северного потока-2". Компания-оператор трубопровода Nord Stream 2 AG ожидает получить разрешения на строительство газопровода в других четырех странах - России, Финляндии, Швеции и Дании - в ближайшие месяцы.
 
"Теоретически Украина еще может предпринять определенные действия против "Северного потока-2", но для этого ей придется повышать ставки в этой игре, что повысит риски и для Киева. К примеру, у Порошенко и его команды есть возможность арестовать транзитный газ в трубах, проходящих по украинской территории, объявив это штрафами к "Газпрому", под которые российский холдинг подвели суды этой страны. Это вызовет дополнительный "подогрев" настроений на Западе, но может ударить и по Киеву бумерангом.
 
Это игра на грани фола. Но исключать, что Киев не пойдет на нее ближе к концу 2019 года, когда "Северный поток-2" будет близок к завершению, нельзя. Но Украина потеряла все возможности на сохранение энергетического партнерства с Россией и Европой в рамках газового транзита еще во времена президента Кучмы, когда Россия предлагала создать консорциум для управления газотранспортной системой этой страны. Россия и Германия хотели иметь надежного транзитера, гарантирующего поставки. Но Киев заявил, что это расходится с его национальными интересами.
 
Последняя возможность договориться была у Виктора Януковича в первые годы его президентства – он заявил о возможности переговоров, потом отступился. Как мы видим, сегодня трубопроводы в Белоруссии, которая пошла на сотрудничество, модернизирует "Газпром" – это выгодно всем. Для Украины этот поезд уже ушел окончательно. Теперь Киеву остается лишь вести политические игры, которые, с большой вероятностью, результатов не принесут", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 09.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики