Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нулевая альтернатива": Порошенко почти убедил Европу в важности "Северного потока-2"

"Нулевая альтернатива": Порошенко почти убедил Европу в важности "Северного потока-2"

Заявление украинского президента Петра Порошенко, что транзит российского газа в Европу выгоднее, чем по газопроводу "Северный поток-2" – лишь неумелый политический торг. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"По сути Порошенко ничего нового не сказал – он продолжает стучать в двери европейским странам, призывая отменить проект российского газопровода. При этом апеллируя совершенно абсурдными аргументами – к примеру, об отсутствии экономической основы этого проекта. Такие тезисы неоднократно и легко опровергались, в том числе на Западе, но за неимением других аргументов Киев продолжает настаивать на привычных тезисах.
 
Конечно, экономически прокачивать газ по "Северному потоку-2" более выгодно – хотя бы потому, что этот маршрут существенно короче украинского. Во-вторых, в новом газопроводе используются современные, более экономичные технологии. Кроме того, собственником "Северного потока-2" будет "Газпром", то есть за прокачку он платит сам себе, что значительнее выгоднее, чем платить государствам, по которым энергоноситель транспортируется. Но самое смешное – слышать от Украины о нерентабельности нового газопровода, когда ее политики регулярно заявляет, что намерены поднять плату за транзит по своей территории", - отмечает специалист.
 
Порошенко в очередной раз призвал бизнес и политиков ФРГ пересмотреть отношение к "Северному потоку – 2" в интервью немецким СМИ. По его словам, поставки газа из РФ через территорию его страны значительно более выгодны. Дескать, новый газопровод "не имеет экономически обоснованной базы", и это "политическая взятка за лояльность к России". "Есть украинский транзитный трубопровод, который намного дешевле. Его можно легко и выгодно модернизировать… Без огромных инвестиций можно значительно доработать транзитную линию через Украину", - утверждает Порошенко. И тут же признает: "Северный поток–2" сулит Украине "огромный ущерб".
 
"Киев сам себе противоречит, и Европа это видит. Украинские политики заявляют, что намерены повысить тарифы на транзит газа из РФ, при этом Порошенко говорит о выгоде Европе. По действующему контракту на такие действия должны дать согласие Россия или международный арбитраж. Стокгольмский суд в этом вопросе Украине уже отказал. Но сомневаться, что в новом контракте Киев сделает все, чтобы максимально повысить цену транзита, не приходится. Это автоматически сделает газ дороже для европейских потребителей.
 
Порошенко пытается сделать хоть что-то для блокировки "Северного потока-2" на фоне политического конфликта, который Запад развернул против России. Но делать это когда Германия уже дала разрешение на строительство газопровода, на мой взгляд, бессмысленно – Берлин был ключевым игроком, от которого зависел проект. Все остальные возможные сложности носят технический характер и заблокировать "Северный поток-2" не смогут", - подчеркивает эксперт.

Повысить ставки и риски

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии, рядом с действующим "Северным потоком". Ранее в марте главы парламентов Литвы, Латвии и Польши подписали в Вильнюсе совместное заявление против этого строительства, отметив, что оно является геополитическим проектом, основанным на политическом решении об отказе от транзита газа через Украину. Обращение также подписали Украина и Молдавия.
 
В конце марта Германия разрешила на строительство "Северного потока-2". Компания-оператор трубопровода Nord Stream 2 AG ожидает получить разрешения на строительство газопровода в других четырех странах - России, Финляндии, Швеции и Дании - в ближайшие месяцы.
 
"Теоретически Украина еще может предпринять определенные действия против "Северного потока-2", но для этого ей придется повышать ставки в этой игре, что повысит риски и для Киева. К примеру, у Порошенко и его команды есть возможность арестовать транзитный газ в трубах, проходящих по украинской территории, объявив это штрафами к "Газпрому", под которые российский холдинг подвели суды этой страны. Это вызовет дополнительный "подогрев" настроений на Западе, но может ударить и по Киеву бумерангом.
 
Это игра на грани фола. Но исключать, что Киев не пойдет на нее ближе к концу 2019 года, когда "Северный поток-2" будет близок к завершению, нельзя. Но Украина потеряла все возможности на сохранение энергетического партнерства с Россией и Европой в рамках газового транзита еще во времена президента Кучмы, когда Россия предлагала создать консорциум для управления газотранспортной системой этой страны. Россия и Германия хотели иметь надежного транзитера, гарантирующего поставки. Но Киев заявил, что это расходится с его национальными интересами.
 
Последняя возможность договориться была у Виктора Януковича в первые годы его президентства – он заявил о возможности переговоров, потом отступился. Как мы видим, сегодня трубопроводы в Белоруссии, которая пошла на сотрудничество, модернизирует "Газпром" – это выгодно всем. Для Украины этот поезд уже ушел окончательно. Теперь Киеву остается лишь вести политические игры, которые, с большой вероятностью, результатов не принесут", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 09.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики