Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Для выхода на азиатский газовый рынок России придется «потолкаться локтями» с США

Для выхода на азиатский газовый рынок России придется «потолкаться локтями» с США

Строительство газопровода Россия–КНДР–Южная Корея может начаться вскоре после улучшения ситуации с безопасностью на Корейском полуострове. Об этом 30 марта на энергетическом форуме в Сеуле заявила министр иностранных дел Республики Корея Кан Гён Хва. По ее мнению, сближение обеих Корей поможет обеспечить стабильный рост региональной экономики, а вовлечение Пхеньяна в энергетическое сотрудничество «могло бы стать катализатором, который помог бы ослабить геополитическую напряженность в регионе».

Министр напомнила, что на Северо-Восточную Азию, куда, кроме КНДР и Южной Кореи, входят Китай, Япония и Россия, приходится треть мирового потребления газа, однако сотрудничество между странами в этой сфере до сих пор затруднено.

Премиальный рынок

Сегодня Южная Корея – один из крупнейших в мире покупателей природного газа, который попадает в страну морем через СПГ-терминалы. По уровню потребления энергоресурсов Сеул выделяется даже на фоне Азиатского региона в целом, на который приходится 75% всего производимого в мире СПГ. «Ежегодно в портах республики отгружается порядка 34-37 млн тонн сжиженного газа», – отмечает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По итогам прошлого года Южная Корея уступила только Японии и Китаю. Структура энергобаланса страны указывает на значительную перспективу роста потребления СПГ за счет планируемого Сеулом отказа от угля и атомной энергетики.

Вдобавок корейцы платят за энергоресурсы очень хорошие деньги. В 2017 году республика импортировала газ по цене $385 за 1 тыс. кубов, тогда как средняя стоимость российского газа, например, для Германии в прошлом году составила всего $196,7 за 1 тыс. кубов. «Южная Корея в качестве импортера интересна всем без исключения поставщикам», – подчеркивает И. Жарский. Только в прошлом году Сеул купил на мировом рынке 43,5 млрд кубов на сумму в $16,7 млрд. Для Москвы получить прямой долгосрочный доступ на такой премиальный рынок и одновременно выскользнуть из тотальной зависимости от европейских покупателей дорогого стоит.

Выиграет от реализации проекта и Сеул. Доставка сжиженного газа танкерами, хотя и отличается мобильностью, зависима от природных условий на море, к тому же транспортировка по газопроводу не требует сжижения в порту поставщика и разжижения в порту покупателя, а потому дешевле. «Газ, который пойдет [по трубе] в Южную Корею, будет стоить максимум $230-270 за тысячу кубометров», – считает ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Евгений Ким, что значительно дешевле цен, по которым республика покупает катарский и американский СПГ сейчас. Даже при условии поставок минимального объема в 10 млрд кубов экономия для Сеула составит от $1,15 млрд до $1,55 млрд ежегодно.

Прямая выгода от строительства газопровода есть и у Пхеньяна. Конечно, «Северная Корея является “никаким” потребителем, ей нереально продавать газ», потому как такого рынка там вообще не существует, напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Зато КНДР может получить весомый рычаг экономического влияния на «Юг» и пополнить свой бюджет платой за транспортировку газа через ее территорию.

Получается, что в газовой трубе из РФ на Корейский полуостров заинтересованы все. Россия получит новые рынки сбыта, Южная Корея – доступ к дешевым энергоресурсам, а КНДР – транзитные платежи. Но при этом, как ни странно, с начала переговоров о строительстве газопровода в 2003 году до нынешнего момента проект так и не сдвинулся с мертвой точки.

Идеальный маршрут

Изначально, наряду с сухопутным, Сеул и Москва рассматривали и два «водных» маршрута. «Первый – строительство трубы через Китай с прокладкой по дну Желтого моря в Южную Корею. И второй – прокладка трубы напрямую в Южную Корею со стороны Владивостока по дну Тихого океана», – разъяснял российский министр энергетики Александр Новак. Но в итоге оба они были признаны нерентабельными. В 2013 году во время своего визита в Сеул Владимир Путин назвал сооружение трубопровода по суше через территорию КНДР «идеальным вариантом», который «дешевле и надежнее» и «был бы достаточно быстро реализован», но только при условии решения политических проблем.

В 2011 году «Газпром» и южнокорейская компания Kogas подписали соответствующий меморандум о строительстве наземного трубопровода мощностью 10 млрд кубометров в год и длиной 1,1 тыс. км, 700 из которых должны были пройти по территории КНДР. Тогда стоимость проекта оценивалась в $2,5 млрд, но реализовать намеченные планы помешала очередная эскалация напряженности на Корейском полуострове. Впоследствии к теме газопровода еще не раз возвращались как южнокорейские, так и российские официальные лица.

В июле прошлого года президент Республики Корея Мун Чжэ Ин заявил, что развитие экономических связей с КНДР позволит «продвигать и сотрудничество в Северо-Восточной Азии, в том числе в соединении газопроводом Юга, Севера и России». Неоднократно о заинтересованности РФ в реализации проекта упоминал и российский президент. В последний раз российскую позицию по данному вопросу озвучил замминистра иностранных дел Игорь Моргулов, который заявил, что проект «находится на наиболее продвинутой стадии», но политическая обстановка в регионе «не позволяет пока перейти к практической реализации».

Что мешает?

С технической точки зрения протянуть трубу не трудно. «Что касается России, для нас никаких проблем нет. В настоящий момент существует газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток, поэтому нет никаких сложностей в том, чтобы построить трубу от Владивостока. Главная проблема как раз заключается в отношениях между Северной и Южной Кореей», – говорит С. Правосудов. Причем политические противоречия глубже, чем кажется на первый взгляд. Для реализации проекта Москве, Сеулу и Пхеньяну недостаточно просто «ударить по рукам», нужно подробно согласовать условия контракта, а здесь у сторон разные подходы.

«Когда ранее с "Газпромом" велись переговоры по газопроводу, главный вопрос был следующий: а где будет пункт сдачи-приема российского газа? И "Газпром" говорил, что готов проинвестировать строительство трубы, но газ будет отдавать на границе России и Северной Кореи, а транзитные риски – ваши. Но Южная Корея хотела брать газ на границе между двумя Кореями и чтобы "Газпром" нес транзитные риски. На этом разговор и заканчивался», – объясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. В случае, если межкорейский конфликт удастся решить всерьез и надолго, газопровод из России наверняка будет построен.

А пока Москва не зацикливается на трубе и вписывается в существующую модель региональной торговли энергоресурсами, сделав ставку на производство и экспорт СПГ. В прошлом году российская компания Sakhalin Energy (50%+1 акция принадлежит «Газпрому»), осваивающая Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, отгрузила южнокорейским потребителям около 2 млн тонн (2,6 млрд кубов) сжиженного газа. Это составляет 7% потребления республики, что не так много, но с вводом в эксплуатацию новых мощностей проекта «Сахалин-2» объемы стали увеличиваться. За январь-февраль этого года после открытия второй линии российский завод нарастил экспорт СПГ в 2,5 раза. Основная часть газа пошла в Японию (3,3 млн кубов), 0,866 млн кубов – в Южную Корею, остальное – в Тайвань и Китай.

К 2020 году Сеул планирует увеличить закупки российского газа до 7 млн тонн (9,1 млрд кубов), заявил замминистра торговли, промышленности и энергетики Республики Корея Во Тайчи, хотя эксперты приводят еще более смелые цифры. По прогнозам японского Института экономики и энергетики (IEEJ), открытие ямальского СПГ-завода компании НОВАТЭК мощностью 16,5 млн тонн в год (21,45 млрд кубов) и строительство третьей линии производственной проекта «Сахалин-2» доведет долю РФ в газовом импорте Южной Кореи до 44% к 2030 году, что в физических величинах составит 17 млн тонн (22,1 млрд кубов).

Проблема в том, что для этого оттуда придется потеснить США, которые совсем не собираются покидать премиальный южнокорейский рынок. Сеул является вторым покупателем СПГ из США после Пекина. По итогам 2017 года американцы нарастили экспорт СПГ в 3,6 раза (до 19,7 млрд кубов), и в их планах увеличить его еще впятеро (до 90 млрд кубов). Правда, для этого нужно не просто не пустить российский газ в Азию, но и вытеснить его из Европы.

Получается, что для сохранения своего статуса поставщика энергоресурсов Москве придется не на шутку «потолкаться локтями» с Вашингтоном. 

Автор: Николай Устименко

Источник: Ритм Евразии, 10.04.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики