Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские мотивы: Меркель призвала учитывать интересы Киева при реализации «Северного потока — 2»

Украинские мотивы: Меркель призвала учитывать интересы Киева при реализации «Северного потока — 2»

Для реализации проекта «Северный поток — 2» необходимо определить будущую роль Украины в качестве государства — транзитёра газа. Об этом канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила на совместной пресс-конференции с украинским лидером Петром Порошенко. При этом ранее она подтвердила согласие Германии на осуществление строительства — разрешение на прокладку трубопровода на территории страны Берлин выдал в конце марта. В «Газпроме» подчеркнули, что не отказываются от транзита через Украину, однако Киев должен обосновать его экономическую целесообразность. По мнению экспертов, большую часть ответвлений газопровода в стране придётся ликвидировать.

Проект «Северный поток — 2» невозможен без определения будущей роли украинского транзита. Об этом заявила канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко. По её словам, в разговоре с российским лидером Владимиром Путиным она заявила о недопустимости потери Украиной роли страны — транзитёра газа.

«Я указала, что реализация проекта «Северный поток — 2» без ясного понимания будущей роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможна», — заявила Меркель. 

Между тем в понедельник, 9 апреля, Меркель и Путин в ходе телефонного разговора подтвердили свои позиции по реализации проекта.

«Подтверждена позиция России и Германии в отношении реализации крупного взаимовыгодного проекта в газовой сфере — «Северного потока — 2», — говорится в сообщении, опубликованном пресс-службой Кремля.

При этом даже после открытия «Северного потока — 2» определённые объёмы газа будут проходить через территорию Украины, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«По меньшей мере это порядка 15-20 миллиардов кубометров — даже в случае полной реализации «Северного потока — 2». Просто для тех государств, которые сопредельны с Украиной, выгоднее всё равно поставлять газ через территорию Украины — это самый оптимальный маршрут», — отметил в беседе с RT эксперт.

В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что транзит через Украину сохранится в объёме 10-15 млрд кубометров. Такую же цифру назвал и глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«Мы никогда не ставили вопрос об отказе от украинского транзита. Но российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объёмах. Поэтому определённый транзит вполне может сохраниться — в объёме 10-15 млрд кубометров в год. Но украинская сторона должна обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит», — цитирует Миллера ТАСС. 

По словам Пикина, те объёмы, которые поставлялись в прошлом году, превышают потенциальные объёмы «Северного потока — 2», поэтому украинский транзит будет играть роль дополнительного газопровода.

«И в зависимости от спроса эта роль будет либо больше, либо меньше… Другой вопрос, позволят ли эти объёмы обеспечивать необходимый уровень технического состояния газопровода», — заметил эксперт.

«Евросоюз не готов быть пожизненным спонсором» 

Ранее Порошенко призвал Германию отказаться от участия в проекте, который, по его мнению, является политическим инструментом Москвы. Украинский лидер утверждает, что с помощью «Северного потока — 2» Россия собирается организовать экономическую и энергетическую блокаду Украины.

Однако заявление Меркель по поводу украинского транзита не стоит рассматривать как отказ от проекта, уверен Пикин. По его мнению, канцлер говорила только о роли Украины.

«А если читать между строк, то вопрос, скорее, в дальнейшем финансировании страны, потому что Евросоюз не готов быть её пожизненным спонсором. Это не заявление против проекта, а вопрос к развитию экономики Украины», — отметил он. 

Напомним, 27 марта Германия выдала разрешение на строительство «Северного потока — 2». Федеральное ведомство по судоходству и гидрографии Германии (BSH) сообщило, что не увидело препятствий для удовлетворения запроса о прокладке трубопровода.

На этом фоне неясно, как Германия намерена определять «роль Украины», отмечает Юшков. Он предложил бы Киеву выбрать один маршрут, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, ликвидировав остальные газопроводы.

«Тем самым они не будут распылять средства и будут нормально оказывать услуги по транзиту», — подчеркнул Юшков в разговоре с RT.

По его словам, украинцы могут либо направлять газ в Молдавию и Румынию, либо использовать газопровод, который идёт в сторону Австрии, одновременно сохранив газохранилища на западе Украины.

Новый формат 

На пресс-конференции Меркель также затронула вопрос переговоров по урегулированию ситуации в Донбассе. Канцлер Германии не исключила возможности встречи лидеров ФРГ и Украины с Эммануэлем Макроном в мае. В то же время она подчеркнула, что такое мероприятие не вписывается в рамки нормандского формата.

«Украинский президент будет находиться в Ахене. Возможно, состоится короткая встреча. Мы говорили об этом — я и президент Макрон. Но это, конечно, не нормандский формат, потому что в нормандский формат входят четыре человека. А российский президент не приедет в Ахен», — цитирует Меркель РИА Новости. 

Ранее Путин и Меркель, обсуждая ситуацию на юго-востоке Украины, подчеркнули важность соблюдения участниками конфликта пасхального перемирия и договорились продолжить совместную работу по урегулированию кризиса в ходе переговоров стран «нормандской четвёрки».

О возможной встрече «нормандской четвёрки» без российского президента ранее сообщили источники газеты «Коммерсантъ». В то же время собеседники издания дали понять, что решения по Донбассу вряд ли будут приниматься тремя сторонами. 

Авторы: Илья Соколов, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова

Источник: RT, 10.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики