Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Попытка поторговаться»: как Украина намерена добиваться от России уступок по газу

«Попытка поторговаться»: как Украина намерена добиваться от России уступок по газу

Украина назвала объём транзита газа, который она готова принять от России после 2019 года. По словам украинского министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика, стране нужно как минимум 40 млрд кубометров. В противном случае, отметил он, прокачка топлива будет невыгодна. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что транзит через Украину может сохраниться в объёме, не превышающем 15 млрд кубометров в год, а также предупредил, что для этого в Киеве должны обосновать экономическую целесообразность нового контракта. Его позицию поддержал и глава Минэнерго России Александр Новак, который сообщил о выдвинутом условии вице-президенту Еврокомиссии по энергосоюзу Марошу Шефчовичу.

Украина будет настаивать на том, чтобы Россия прокачивала через её территорию не менее 40 млрд кубометров газа после 2019 года. Об этом заявил Игорь Насалик. Он отметил, что на иных условиях транзит топлива Киеву будет невыгоден.

«Украина не пойдёт на такие (меньшие. — RT) объёмы, потому что для Украины они будут экономически невыгодными. То есть нам нужно будет вкладывать средства, чтобы прокачивать такие объёмы газа», — цитирует министра агентство «Укринформ».

По его словам, в Киеве рассчитывают на заверения Еврокомиссии в том, что она приложит все усилия для сохранения транзита газа через страну.

«Мы будем бороться, чтобы сохранить транзит более 40 млрд кубометров», — добавил Насалик. 

Сохранятся крохи 

При этом Алексей Миллер накануне, 10 апреля, заявил, что Украине не стоит ждать от России прежних объёмов прокачки топлива. Ведь у российской компании к 2020 году появятся новые пути доставки газа своим партнёрам — «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».

«Российская ресурсная база смещается на север, и в центральном газотранспортном коридоре просто не будет ресурсов в прежних объёмах. Поэтому определённый транзит вполне может сохраниться — в объёме 10—15 млрд кубометров в год», — пояснил он.

Миллер также отметил, что перед этим, однако, украинской стороне придётся «обосновать экономическую целесообразность нового контракта на транзит».

Эксперты считают, что обозначенный Украиной объём может быть лишь стратегическим ориентиром. В частности, по мнению руководителя аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александра Пасечника, Киеву вряд ли удастся продавить свои условия, если «Газпром» сочтёт их для себя неприемлемыми.

«Мы наконец-то услышали от Украины их цифру, речь идёт о 40 млрд кубометров. Понятно, что у «Газпрома» планка ниже. На 40 млрд можно выйти, но не на этапе 2020 года. Эта цифра может быть неким стратегическим ориентиром. Чтобы европейцы могли без рисков ожидать поставок по украинской ГТС, а мы могли иметь адекватные тарифы и техногенную гарантию, нужны вложения в украинскую ГТС, а они пока не на должном уровне», — пояснил он RT. 

Поставили в известность 

О необходимости получить от Украины экономически обоснованный и конкурентный план по транзиту газа в телефонной беседе с Марошем Шефчовичем говорил и Александр Новак.

«Отмечена готовность российской стороны рассмотреть возможность задействования газотранспортной системы Украины с 1 января 2020 года с учётом экономически обоснованных и конкурентных условий её использования», — говорится в сообщении российского ведомства.

Министр также подтвердил приверженность России своим обязательствам по бесперебойной поставке топлива европейским странам, в том числе и через территорию Украины.

Помимо этого Новак и Шефчович договорились провести двустороннюю встречу в свете продолжающихся консультаций между «Газпромом» и «Нафтогазом». Однако дата и место их переговоров пока не назначены.

Как отметил Александр Пасечник, Киеву не стоит ждать от российской компании благотворительности и готовности поступиться в угоду ему энергетической безопасностью Европы.

«Почему мы должны рисковать, ставить под удар энергетическую безопасность Европы в угоду Киеву, когда у нас будут новые мощности в виде «Северного потока — 2», двух веток «Турецкого потока», одна из которых забронирована для европейского рынка. Понятно, что Украина желает обеспечить себе транзитные преференции. Чем больше прокачка — тем лучше для бюджетных характеристик. Но мы всё равно будет исходить из прагматизма. Я так понимаю, европейцы услышат доводы «Газпрома», — сказал он. 

В любом случае, считает эксперт, и Украине, и России, и ЕС предстоят сложные переговоры в этой сфере. При этом он допустил, что со временем Киеву обеспечат желаемые им объёмы прокачки.

«Возможно, в стратегическом смысле к этой цифре и придём, здесь абсолютно экономическая модель должна быть, а не политическая», — добавил Пасечник

Торговля за преференции 

Сейчас Украина любыми способами пытается обеспечить себе хоть какие-то гарантии того, что Россия не прекратит транзит своего газа через неё. Поэтому цифра 40 млрд — это пробный камень со стороны киевских властей.

«Транзит — это источник доходов и газовой отрасли, и бюджета Украины. Поэтому также очевидно, что чем выше объёмы транзита, тем больше денег будет в стране. Поэтому сейчас они пытаются использовать ситуацию, пока не начата активная фаза прокладки морской части трубы «Северного потока — 2», чтобы хоть как-то выторговать себе хоть какие-то преференции», — заявил RT директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. 

Однако, подчеркнул он, «Газпром» в этом случае будет действовать в первую очередь исходя из собственных интересов.

«Заявление о 40 млрд — это попытка поторговаться. Потому что мы уже в течение продолжительного времени слышим и от российской, и от европейской стороны, что транзит будет сохранён, но исходя и потребности стран ЕС, для которых маршрут через Украину является оптимальным. В данном случае не украинской стороне выставлять условия, потому что она предоставляет услугу. В нашей ситуации у «Газпрома» есть договоры на поставку газа конкретным компаниям на территории Европы и, соответственно, он должен смотреть, каким образом ему дешевле доставить им газ», — резюмировал Кулагин. 

Авторы: Полина Духанова, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 11.04.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики