Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Беларусь настраивается жить при мировых ценах на нефть

Как Беларусь настраивается жить при мировых ценах на нефть

Планы России по проведению налогового маневра вынуждают Беларусь ускорить модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, сообщил на нынешней неделе зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. Правда, в самой РФ, где идет жаркая дискуссия, еще не определились по срокам. Но в любом случае переход фактически на мировые цены на сырье ужесточит условия работы для обоих НПЗ и снизит доходы бюджета.

В нулевых годах белорусская нефтепереработка получала основной доход на разнице стоимости получаемой из РФ беспошлинной нефти и экспортируемых нефтепродуктов. В настоящее время постепенно происходит уменьшение этой разницы.

По итогам 2017 года цена на российскую нефть для Беларуси достигла почти 300 долларов за тонну. Средняя экспортная цена на белорусские нефтепродукты составила 434 долларов за тонну. При этом, что важно подчеркнуть, Беларусь не уплачивала экспортную пошлину на нефть, которая составляла около 100 долларов. 

В прошлом году состоялось совещание с участием Александра Лукашенко, по итогам которого были поставлены две основные задачи — увеличение доходности от экспорта нефтепродуктов за счет оптимизации деятельности компании-спецэкспортера («Белорусская нефтяная компания») и завершения модернизации заводов в Мозыре и Новополоцке. «Процесс модернизации шел, но сейчас мы стараемся его ускорить и понимаем, что в связи с возможным завершением налогового маневра и выходом на мировые цены для нас очень ужесточатся условия работы на рынке нефтепродуктов», — сказал Владимир Сизов, выступая на конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», организованной компанией Confidence Capital.

Что такое налоговый маневр и когда он завершится?

Налоговый маневр предполагает увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и обнуление нефтяных экспортных пошлин. Его Россия запустила в 2015 году. Реализация налогового маневра ведет к увеличению входящей стоимости российской нефти для Беларуси, которая получает нефть без уплаты пошлин в бюджет РФ.

Минфин России хотел закончить маневр в 2017 году, но против отмены пошлин выступили Минэнерго РФ и руководители крупных нефтяных компаний.

Полемика двух министерств о сроках завершения идет до сих пор. Правда, на минувшей неделе министр энергетики Александр Новак сказал, что в ближайшее время ведомства могут достичь компромисса по поводу деталей налогового маневра.

«Мы сейчас находимся уже в довольно конструктивном диалоге с Министерством финансов… Я думаю, мы в ближайшее время все вместе выработаем определенные предложения, которые будут для всех компромиссными», — сказал Новак (цитата по Рейтер).

В настоящее время идет дискуссия о том, в какие сроки снизить экспортную пошлину до нуля с параллельным повышением НДПИ, с введением механизма отрицательных акцизов, который компенсирует нефтеперерабатывающим заводам резкое удорожание стоимости нефти из-за обнуления экспортной пошлины, и с уменьшением акцизов на нефтепродукты, с тем чтобы не допустить роста цен на бензин и дизтопливо. «Этот налоговый маневр обсуждается, он обсуждается по срокам его реализации, по темпам: сразу его сделать или в течение… плавного периода постепенно снижать», — добавил Новак.

Минфин России считает, что налоговый маневр можно завершить уже в 2019 году.

На конец 2019 года — начало 2020 года пока ориентируются и белорусские НПЗ. «Вопрос о сроках лучше адресовать [руководителям министерств] в соседней стране. Но по той информации, которая есть, мы ориентируется на конец 2019 года», — сказал заместитель гендиректора «Нафтана» Сергей Хомич.

Другой собеседник в нефтяной отрасли Беларуси прогнозирует, что дебаты Минфина и Минэнерго, на стороне которого «Роснефть» и ее влиятельный руководитель Игорь Сечин, выиграют нефтяники. То есть завершение налогового маневра может плавно пройти с 2023 года, то есть после завершения модернизации российских заводов, до 1 января 2025 года, когда планируется создание единых нефтяных рынков в рамках Евразийского экономического союза. Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (Россия) Александр Пасечник также сомневается, что налоговый маневр будет завершен раньше 2025 года.

«Лишение преференций [для союзников] противоречит духу создания ЕАЭС. Поэтому политические власти Беларуси явно будут об этом напоминать в Москве», — полагает источник в нефтяных кругах. Кстати, в Минфине России считают, что поддерживать коллег по союзу надо, но используя «явные, счетные формы поддержки — займы, кредиты, покупку финансовых активов».

Что Беларусь потеряет от завершения налогового маневра?

Минфин России оценивает ущерб от промедления с нефтяным налоговым маневром в 1 трлн российских рублей. Из них 140 млрд (около 2,4 млрд долларов) российский бюджет потерял из-за поставок в Беларусь, которая получает беспошлинную нефть, сказалнедавно газете «Ведомости» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов.

Получить пояснения в Минфине РФ не удалось. Но, по экспертным расчетам, приведенная выше сумма может складываться из нескольких составляющих.

Известно, что на 2017−2018 годы Минск и Москва согласовали индикативный баланс поставок нефти в объеме 24 млн тонн в год. Из них 18 млн идут на белорусские НПЗ, еще 6 млн — «перетаможиваются», то есть пошлины от этого объема «черного золота» просто поступают в бюджет Беларуси. Однако информация о сумме таких поступлений в белорусском правительстве не разглашается. По экспертным оценкам, «перетаможка» принесла 550−600 млн долларов за минувший год. Это косвенная потеря для российской казны. Прямая составила, можно предположить, в три раза больше. «Пошлина [за каждый месяц] на объем перемножается, и получается сумма», — пояснил источник в нефтяных кругах.

Стоит напомнить, что Беларусь также получает в свой бюджет весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты. Согласно данным Минфина РФ, в 2015 году Беларусь получила 1,2 млрд долларов, в 2016 году — 550 млн долларов, а в 2017 году — более 600 млн долларов.

В Минфине Беларуси на горизонте 3−5 лет оценивают разбалансировку доходной и расходной частей бюджета в более 2 млрд долларов. А одним из наиболее ключевых рисков называют завершение в России налогового маневра. Повышение цен на нефть до почти мирового уровня потребует компенсационных мер по обеспечению эффективности нефтепереработки. В Минфине считают, что таковым механизмом может стать снижение ставки акцизов на топливо, которая приносит бюджету доходы, эквивалентные 0,7% ВВП.

 

Фрагмент презентации замминистра финансов Беларуси Дмитрия Кийко на конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития». Фото: bspn.by

 

Если Россия полностью заменит нефтяные экспортные пошлины налогом на добычу полезных ископаемых, то цена нефти для Беларуси максимально приблизится к рыночной, и транспортные издержки будут ограничивать расстояние белорусского экспорта нефтепродуктов. В такой ситуации белорусские производители будут конкурировать главным образом на рынках соседних стран.

«Следовательно, налоговый маневр не только сведет к нулю нефтяную составляющую российской энергетической субсидии, но и ограничит экспорт и, соответственно, влияние нефтяной торговли на ВВП. Поэтому важно завершить модернизацию белорусских НПЗ сейчас, пока условия поставок нефти остаются благоприятными», — пишет в своей аналитической записке директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Что за модернизация, о которой все говорят?

Чтобы подготовиться к работе в новых условиях, НПЗ пытаются ускорить модернизацию своих мощностей. На «Мозырском НПЗ» идет строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, на «Нафтане» — комплекса замедленного коксования. После ввода в эксплуатацию глубина переработки нефти составит порядка 90%, выход более маржинальных светлых нефтепродуктов увеличится до 70%, вся продукция будет соответствовать современным стандартам. Оба завода после модернизации смогут эффективно перерабатывать по 12 млн тонн нефти год.

Стоит сказать, что потенциально НПЗ и сейчас могут перерабатывать 24 млн тонн нефти в год. Но власти решили, что пока более выгодно перерабатывать 18 млн. Плюс 6 млн «перетаможивать». После завершения модернизации и увеличения глубины переработки ситуация изменится. «В 4,5 раза упадет выход мазута и увеличится выход светлых нефтепродуктов. Будет выгоднее нефть перерабатывать, чем «перетаможивать», — сказал вице-премьер Владимир Семашко.

Планировалось, что «Нафтан» сможет к концу 2019 года выйти на проектную мощность. Мозырский НПЗ — к середине 2020 года.

Стоимость проекта на Мозырском НПЗ 1,7 млрд долларов, на «Нафтане» — 1,64 млрд. Модернизация профинансирована примерно на две трети, сообщил Сизов.

Чтобы получать кредиты в банках, НПЗ должны иметь приемлемый уровень рентабельности.

С начала года оба белорусских НПЗ испытывали финансовые сложности. «Финансовая ситуация на предприятии остается сложной. Сохраняется высокая закредитованность. Мы проходим сейчас пик финансовой нагрузки», — заявил заместитель гендиректора «Нафтана» Сергей Хомич в кулуарах конференции.

Он пояснил, что сейчас предприятие заинтересовано в снижении стоимости заемных ресурсов. Хотя кредитные линии открыты для завершения строительства комплекса замедленного коксования.

По мнению Александра Чубрика, еще одной задачей сохранения потенциала белорусской нефтепереработки является максимальное повышение прозрачности экспортных поставок и уменьшение субсидирования внутренних потребителей. «И то, и другое позволит повысить рентабельность НПЗ и провести их модернизацию с как можно меньшим увеличением долговой нагрузки», — пояснил он.

Как налоговый маневр может сказаться на ценах на АЗС?

Отвечая на вопрос, сможет ли новополоцкий завод работать рентабельно при мировых ценах на нефть, заместитель гендиректора «Нафтана» сказал, что многое будет зависеть от конкретных условий.

«Вопрос многофакторный. Мы разные сценарии просчитывали — негативный и позитивный. Например, половина нашего сбыта светлых нефтепродуктов приходится на внутренний рынок. Поэтому экономика предприятия в новых условиях будет зависеть от условий реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке», — отметил Хомич.

По данным «Белнефтехима», принято решение поэтапного выхода на цены на топливо на внутреннем рынке, которые позволят нефтеперерабатывающим заводам работать рентабельно. В настоящее время разница при поставке на внутренний рынок бензинов и дизтоплива по сравнению с поставками на экспорт составляет от 100 до 150 долларов за тонну.

В январе 2018 года зампред «Белнефтехима» Андрей Рыбаков заявил, что цены на топливо необходимо повысить на 23% для компенсации роста цен на нефть. За прошедшее время цены на бензин и дизель в Беларуси повышались уже шесть раз, в общем на 5,6%.

В середине марта «Белнефтехим» сообщил «о постепенном выходе на уровень цен, сопоставимый с действующим на российском рынке». По информации TUT.BY, постепенный переход был растянут до конца мая. Но в концерне пояснили, что цены будут корректироваться — в сторону снижения или повышения — в соответствии с изменениями мировых цен на нефть, курсом национальной валюты и налоговой нагрузкой на нефтеперерабатывающие заводы.

Автор: Александр Заяц

Источник: Tut.by, 12.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики