Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Запад может ввести санкции против Газпрома и "Северного потока-2"

И. Юшков: Запад может ввести санкции против Газпрома и "Северного потока-2"

6 апреля министерство финансов США сообщило о расширении санкционного списка в отношении России. В черный список попали 38 российских бизнесменов, чиновников и 15 структур. В нефтяной сфере ограничения коснулись главы Газпрома Алексея Миллера, компаний EN+ Group, "Газпром бурение".

Отразятся ли новые санкции на нефтегазовом секторе России, и к каким последствиям может привести повышение валют и ослабление рубля, Агентству нефтегазовой информации рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. 

- Новые санкции пока никак не отразились на нефтегазовых компаниях России. Тут можно провести аналогию с ранее введенными ограничениями. Санкции непосредственно против нефтегазовой отрасли России  были приняты еще в 2014 году. В частности, секторальные санкции подразумевают запрет для американских и европейских компаний участвовать в разработке российских арктических и шельфовых проектов по добыче нефти в целом, а также запрет на разработку месторождений трудноизвлекаемой нефти. Ограничения были приняты для того, чтобы не дать России нарастить объем нефтедобычи.

Напомню, что к 2014 году перед правительством встал вопрос: как развивать добычу в последующие годы, так как производство сырья на месторождениях Западной Сибири снижается, и нужно компенсировать выбытие новыми проектами. Санкции были приняты в момент, когда российские компании создали совместные предприятия для реализации общих с иностранцами проектов. Например, ЛУКОЙЛ договорился с Total по добыче сланцевой нефти из баженовской свиты, Роснефть имела совместное предприятие для разработки шельфовых проектов и добычи трудноизвлекаемой нефти и т.д. Стоит отметить, что секторальные санкции принимались исключительно против нефтяной отрасли. 

В то же время произошло резкое падение цен на нефть, которое нанесло значительно больший ущерб нефтяным компаниям, чем санкции. В Арктике и на баженовской свите при 60-70 долларах за баррель нефти нерентабельно работать и без санкций. Поэтому условно можно сказать, что конкретно в данном случае ущерба от санкций не было никакого.

Однако западные страны также принимали финансовые санкции против компаний российского энергетического сектора. Это усложнило жизнь российским структурам, в частности НОВАТЭКу, который рассчитывал взять кредиты на реализацию «Ямала СПГ» на западных рынках. В итоге им пришлось обратиться за деньгами к китайским структурам. Ставки китайских банков оказались значительно выше, чем ранее можно было взять в Европе или в США. Экономически НОВАТЭК пострадал, что тоже стоит считать ущербом от санкций. 

Под новые санкции попал лично Алексей Миллер и компания "Газпром бурение". Неизвестно, были ли личные активы у Миллера в США, но формально его попадание под санкции не должно повлиять на Газпром. Концерн не имеет проектов в США, однако попадание Алексея Миллера в черный список - лишь этап санкционной войны. Следующим шагом может стать введение санкций против самого Газпрома, что ограничит его расчеты в долларах США. Хотя за Газпром активно заступаются европейцы. Несмотря на то, что в ЕС критикуют компанию и «Северный поток-2», европейцы все же считают, что не стоит ссориться с Газпромом, так как концерн поставляет более 30% потребляемого в ЕС газа.  

Также есть риски, что США введут санкции против строящихся российских газопроводов, в том числе и «Северного потока-2». Возможность для этого была создана в августе 2017 года, но пока эти санкции не заработали. Речь идет о запрете компаниям любых стран в мире финансировать и оказывать услуги проекту по строительству новых газопроводов из России в ЕС. США могут надавить на компанию собственника трубоукладчика, чтобы та отказалась строить «Северный поток-2». А собственных судов-трубоукладчиков, необходимых для создания «Северного потока-2», у Газпрома нет. 

Вернемся к компании "Газпром бурение". Газпром продал ее структурам Роттенбергов, компания не имеет столь высокой доли на рынке, чтобы санкции против нее как-то сказались на российской нефтегазовой отрасли. 

Что касается акций нефтяных компаний, то их стоимость влияет на условия выдачи кредитов России на мировом долговом рынке. Но сейчас инвесторы рассматривают не столько капитализацию, сколько политические риски при выдаче займов российским компаниям. Поэтому во многом значимость капитализации российских компаний нефтегазового сектора нивелировалась. Для отдельных компаний стоимость их акций может иметь значение с точки зрения продажи долей сторонним инвесторам. Например, НОВАТЭК проводит кампанию обратного выкупа акций и хочет, чтобы они имели высокую цену на случай продажи собранного пакета инвесторам. В целом же стоимость акций ни на что не влияет. 

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 13.04.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики