Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Финские ворота в ЕС

Финские ворота в ЕС

Ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович — о том, какие перспективы открываются у «Северного потока-2» после одобрения его строительства Хельсинки

Скептики в отношении российско-европейской кооперации, в том числе и в особенности кооперации в энергетике, а также вообще противники масштабного сотрудничества Европы с современной Россией считают, что уровень конфликтности политической конъюнктуры не даст возможности реализовать «Северный поток–2». Впрочем, факты до сих пор противоречат этим прогнозам. Одним из очередных аргументов в пользу России стало решение правительства Финляндии разрешить строительство «Северного потока–2» в своей исключительной экономической зоне. Вчера же Агентство по региональному управлению Южной Финляндии выдало проекту «Северный поток–2» разрешение на использование финских вод для строительства газопровода. Через них пройдет 374 км «Северного потока–2» из общей планируемой протяженности газопровода в 1220 км.

Разрешение от Финляндии поступило сразу после одобрения проекта Германией, которая выигрывает от «Северного потока» и является его прямым проводником. Хельсинки традиционно, еще со времен холодной войны настроен мягче к Москве, чем Стокгольм и Копенгаген, предпочитая получать выгоду от кооперации с СССР и Россией, а не конфликтовать из-за идеологизированных и спекулятивных мотивов «западной солидарности».

В сфере энергетики конструктивность позиции Финляндии в отношении России проявляется особенно ярко. Помимо «Северного потока–2» стоит отметить тот простой факт, что Финляндия на 100% зависит от импортируемого из России газа. В 2017 году «Газпром» поставил в Финляндию 2,36 млрд кубов голубого топлива. При этом Финляндия не считает эту зависимость проблемой и не инициирует политические и принудительные меры ограничения потребления российского газа, в отличие от некоторых стран ЕС (Литва, Польша, с недавних времен — Великобритания) и Еврокомиссии.

На фоне позитивных новостей из Хельсинки для «Северного потока–2» всё еще остается важным обойти две главные проблемы. Первая из них касается позиции Дании, которая, в отличие от Финляндии, разрешения на строительство «Северного потока–2» может и не дать. Тем более что в случае с Данией идет речь о ее территориальных водах, а не исключительной экономической зоне. И здесь есть некоторая неопределенность.  Российская сторона трактует международное право таким образом, что суверенитет страны распространяется только на 12-мильную зону территориальных вод страны. А в 200-мильной исключительной экономической зоне страна не может мешать проходу транспортных средств других государств (трубопровод также считается транспортом).

Вторая проблема заключается в попытке Еврокомиссии распространить право Евросоюза и соответствующее регулирование — Газовую директиву ЕС — на «Северный поток–2». Впрочем, в марте юристы Совета ЕС вновь отвергли предложения ЕК об ужесточении законодательства в отношении новых морских газопроводов, что на руку «Газпрому». По мнению юристов Совета ЕС, «даже с учетом возможных изменений Газовая директива «может применяться только к той части трубопровода, которая находится в пределах юрисдикции ЕС, а не к той части трубопровода, которая находится в юрисдикции третьей страны».

России помогает тот факт, что Еврокомиссия не может в силу особенностей институциональной организации ЕС принять подобное решение самостоятельно. Нужно согласие и Европарламента, и Совета ЕС, где, кстати, очень силен голос национальных правительств. Для того, чтобы гарантированно оградить «Северный поток» от нового регулирования, России необходимы как минимум четыре союзника в ЕС, которые дадут отрицательное заключение на предложения ЕК. Впрочем, с учетом всесторонней поддержки проекта со стороны Германии, а теперь еще и Финляндии, вряд ли из числа экономически зависящих от Германии стран найдутся желающие голосовать против проекта. Что России и «Северному потоку–2» только на руку.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 13.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики