Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Это вопрос уважения Европы к своим законам: аналитик разъяснил позицию Дании по «Северному потоку — 2»

Это вопрос уважения Европы к своим законам: аналитик разъяснил позицию Дании по «Северному потоку — 2»

Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен признал, что Копенгаген не сможет воспрепятствовать строительству российско-европейского проекта «Северный поток — 2». По его словам, Дания сможет лишь замедлить строительство газопровода, если откажется выдавать разрешение на его прокладку через свои воды.

«У нас нет правовых возможностей для того, чтобы предотвратить осуществление этого проекта, однако есть возможности для того, чтобы его замедлить, поскольку мы можем помешать прокладке труб у острова Борнхольм», — сказал политик. 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей сообщил, что позитивно оценивает заявление Расмуссена.

«Оно означает, что иногда европейские страны все же вспоминают про существование международного права. Европа все время предъявляет России претензии, что отечественная сторона игнорирует нормы международных законов, но при этом зачастую сама их игнорируют», — отмечает аналитик. 

Что касается самой ситуации с выдачей разрешения на строительство Данией, с точки зрения буквы закона она выглядит, мягко говоря, странно.

«Nord Stream — 2» подал заявку в датские органы регулирования по всем существовавшим тогда правилам. И как только заявка поступила, Дания принялась менять действующую нормативную базу, хотя один из фундаментальных признаков европейского права гласит, что закон не имеет обратной силы. То есть, согласно законам Дании и самой философии европейского права, Дания не имела права изменять правила выдачи заявки после того, как она была принята и процедура началась. Но они это сделали», — отмечает Константин Симонов

Постоянные обвинения со стороны Европы в адрес России, о том что якобы РФ пытается политизировать отрасль энергетики, звучат малоубедительно, учитывая тот факт, что Дания сама приняла закон, который разрешает ей отказывать в строительстве объекта по политическим мотивам без всяких разъяснений.

«Основная интрига заключается в том, что газопровод должен пройти рядом с датским островом Борнхольм. И если Дания не даст разрешения на прокладку «Северного потока—2» в своих территориальных водах, то, согласно конвенции ООН по морскому праву 1982 года, Дания не может запретить строительство газопровода в свободной экономической зоне», — напомнил аналитик. 

Газопровод является транспортным средством, а прохождение транспорта в свободной экономической зоне регулируется именно вышеуказанным документом. Дания является подписантом конвенции, которой регулируется судоходство.

«Отказ Дании в прокладке газопровода не может повлечь за собой отказ в строительстве «Северного потока—2» в свободной экономической зоне. Что это означает? Это означает, что в крайнем случае придется менять маршрут прокладки объекта. Да, это чуть удлинит фазу строительства, приведет к потере времени и сделает проект немного дороже, но не поставит крест на самом «Северном потоке — 2», — уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности

То есть, заявление Дании свидетельствует о том, что власти понимают их реальные шансы помешать строительству.

«Вопрос реализации «Северного потока—2» — это вопрос уважения европейского права, уважает Дания и Европа его или нет. Достаточно вспомнить заявление Брюсселя о том, что морская труба должна согласовываться именно с ним. Да на каком это основании? Это нигде не прописано в европейском законодательстве. Почему Брюссель на ходу придумывает правовые нормы, которых не существует?» — указывает Константин Симонов

Он также напомнил о том, что Польша тоже повела себя очень странно: она запретила пяти европейским компаниям быть акционерами «Северного потока — 2». Формальная юридическая зацепка в том случае существовала, но с точки зрения именно судебного решения оно было максимально странным.

«Согласно польскому законодательству, если компания работает на территории Польши, она должна согласовывать любой проект, даже тот, который будет реализован в другом государстве, с польским антимонопольным органом. И Польша аннулировала возможность для этих компаний быть акционерами «Северного потока — 2». Возникает логичный вопрос: какое отношение этот проект имеет к польскому рынку? Он вообще никоим образом не касается Польши», — говорит эксперт. 

В заключение он еще раз напомнил, что строительство «Северного потока — 2» — это вопрос уважения Европы к собственным законам. 

Автор: Михаил Блинов

Источник: ФАН, 13.04.2018 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики