Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Это вопрос уважения Европы к своим законам: аналитик разъяснил позицию Дании по «Северному потоку — 2»

Это вопрос уважения Европы к своим законам: аналитик разъяснил позицию Дании по «Северному потоку — 2»

Премьер-министр Дании Ларс Лекке Расмуссен признал, что Копенгаген не сможет воспрепятствовать строительству российско-европейского проекта «Северный поток — 2». По его словам, Дания сможет лишь замедлить строительство газопровода, если откажется выдавать разрешение на его прокладку через свои воды.

«У нас нет правовых возможностей для того, чтобы предотвратить осуществление этого проекта, однако есть возможности для того, чтобы его замедлить, поскольку мы можем помешать прокладке труб у острова Борнхольм», — сказал политик. 

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью корреспонденту Федерального агентства новостей сообщил, что позитивно оценивает заявление Расмуссена.

«Оно означает, что иногда европейские страны все же вспоминают про существование международного права. Европа все время предъявляет России претензии, что отечественная сторона игнорирует нормы международных законов, но при этом зачастую сама их игнорируют», — отмечает аналитик. 

Что касается самой ситуации с выдачей разрешения на строительство Данией, с точки зрения буквы закона она выглядит, мягко говоря, странно.

«Nord Stream — 2» подал заявку в датские органы регулирования по всем существовавшим тогда правилам. И как только заявка поступила, Дания принялась менять действующую нормативную базу, хотя один из фундаментальных признаков европейского права гласит, что закон не имеет обратной силы. То есть, согласно законам Дании и самой философии европейского права, Дания не имела права изменять правила выдачи заявки после того, как она была принята и процедура началась. Но они это сделали», — отмечает Константин Симонов

Постоянные обвинения со стороны Европы в адрес России, о том что якобы РФ пытается политизировать отрасль энергетики, звучат малоубедительно, учитывая тот факт, что Дания сама приняла закон, который разрешает ей отказывать в строительстве объекта по политическим мотивам без всяких разъяснений.

«Основная интрига заключается в том, что газопровод должен пройти рядом с датским островом Борнхольм. И если Дания не даст разрешения на прокладку «Северного потока—2» в своих территориальных водах, то, согласно конвенции ООН по морскому праву 1982 года, Дания не может запретить строительство газопровода в свободной экономической зоне», — напомнил аналитик. 

Газопровод является транспортным средством, а прохождение транспорта в свободной экономической зоне регулируется именно вышеуказанным документом. Дания является подписантом конвенции, которой регулируется судоходство.

«Отказ Дании в прокладке газопровода не может повлечь за собой отказ в строительстве «Северного потока—2» в свободной экономической зоне. Что это означает? Это означает, что в крайнем случае придется менять маршрут прокладки объекта. Да, это чуть удлинит фазу строительства, приведет к потере времени и сделает проект немного дороже, но не поставит крест на самом «Северном потоке — 2», — уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности

То есть, заявление Дании свидетельствует о том, что власти понимают их реальные шансы помешать строительству.

«Вопрос реализации «Северного потока—2» — это вопрос уважения европейского права, уважает Дания и Европа его или нет. Достаточно вспомнить заявление Брюсселя о том, что морская труба должна согласовываться именно с ним. Да на каком это основании? Это нигде не прописано в европейском законодательстве. Почему Брюссель на ходу придумывает правовые нормы, которых не существует?» — указывает Константин Симонов

Он также напомнил о том, что Польша тоже повела себя очень странно: она запретила пяти европейским компаниям быть акционерами «Северного потока — 2». Формальная юридическая зацепка в том случае существовала, но с точки зрения именно судебного решения оно было максимально странным.

«Согласно польскому законодательству, если компания работает на территории Польши, она должна согласовывать любой проект, даже тот, который будет реализован в другом государстве, с польским антимонопольным органом. И Польша аннулировала возможность для этих компаний быть акционерами «Северного потока — 2». Возникает логичный вопрос: какое отношение этот проект имеет к польскому рынку? Он вообще никоим образом не касается Польши», — говорит эксперт. 

В заключение он еще раз напомнил, что строительство «Северного потока — 2» — это вопрос уважения Европы к собственным законам. 

Автор: Михаил Блинов

Источник: ФАН, 13.04.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики