Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин «кусается» – водители нервничают: почему в России дорожает топливо

Бензин «кусается» – водители нервничают: почему в России дорожает топливо

В России грядет подорожание бензина, несмотря на растущую стоимость нефти, предупреждают аналитики. Трейдеры уверены, что в среднем топливо к лету прибавит пять рублей. Однако оптовые цены начали расти еще прошлой осенью. Только с начала года на бирже стоимость тонны 92-го бензина увеличилась более чем на 10%. В чем причина подорожания топлива, узнали корреспонденты «МИР 24».

Автолюбителей предупредили о подорожании бензина. Причина – биржевые цены. По данным Росстата, котировки на топливо уже достигли исторического максимума. Именно они влияют на розничную стоимость горючего. Водители нервничают. 

Некоторые мучаются в догадках, повторится ли ситуация прошлого года, когда цены на бензин росли, как на дрожжах. В итоге стоимость горючего в три раза обогнала инфляцию. Ускорение придали повышение акцизов и подорожание углеводородов. Производителям теперь выгоднее экспортировать нефтепродукты за границу, чем продавать внутри страны.

«Сейчас происходит налоговый маневр, когда экспортная пошлина понижается и вся нагрузка переходит на скважину. НДПИ растет. И получается что сырье, то есть нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов, становится дороже. Естественно, что они это все перекладывают на стоимость конечного бензина и все начинает оплачивать обычный потребитель», – пояснил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.  

Затраты на топливо заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг в России. И как результат от цифр на табло автозаправок зависят показатели инфляции. В цену за литр бензина заложено: доля сырой нефти – около 10%, переработка обходится еще в 10%, транспортировка и хранение горючего столько же. 

Больше всего производители отдают в виде налогов: на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль и акцизы. Отчисления в бюджет составляют около 60%. А вот прибыль от реализации едва достигает 10%. При этом акцизы дорожают два раза в год. Но именно поступления с «нефтянки» составляет почти половину бюджета. И тем не менее, розничную торговлю топливом в России аналитики не спешат называть убыточной.  

«Это классическая история не только для нефтяной отрасли. Продавец всегда хочет подороже продать, а покупатель – подешевле купить. Поэтому здесь некий такой баланс и есть. Отслеживать, действительно, ли это рыночная цена, должна Федеральная антимонопольная служба», – отметил Игорь Юшков

В ФАС и просигналили. Сговор между крупными игроками рынка заметили в Российском топливном союзе. Нефтяные компании обвинили в манипуляциях на биржах и попытке создания искусственного дефицита.

«Через биржу продается не менее 20% от объема производства по бензину. А норматив – 10. Поэтому в любой момент, снизив объем предложения, но оставаясь в рамках совместного приказа, любое снижение объемов – это нарушение баланса спрос-предложение. За ним следует ажиотажный спрос, он подталкивает цены вверх. Второй момент – компания, одной рукой продавая топливо через биржу, другой рукой эти же объемы скупает», – сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

За руку поймали сразу четыре крупные нефтяные компании. На нарушителей Федеральная антимонопольная служба наложила миллиардные штрафы. Кстати, благодаря госрегулированию скачки цен на мировых сырьевых биржах не отражаются на конечной стоимости бензина в России. Однако аналитики уверены, что из-за административных мер цены на топливном рынке не стоят на месте. 

«Для того чтобы регулировать цену, нужно, во-первых, снизить налоги на бензин, но у нас на это никто не идет. Налоги только повышаются, повышаются акцизы. Второй мощный рычаг воздействия – повысить курс нацвалюты», – отметил член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев. 

Очередное повышение акциза на горючее назначено на 1 июля. По расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина может вырасти в среднем на три рубля. За счет этих поступлений в бюджет планируют «влить» дополнительные 40 миллиардов рублей. 

Среди стран СНГ самые низкие цены на бензин в Казахстане. Там литр 95-го стоит 54 цента. В Беларуси и Кыргызстане стоимость топлива начинается от 64 центов. А вот в Европе заправить автомобиль обходится в несколько раз дороже. В Нидерландах это два доллара за литр, почти столько же 95-й стоит в нефтедобывающей Норвегии. 

Автор: Дмитрий Забрудский

Источник: МИР 24, 16.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики