Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин «кусается» – водители нервничают: почему в России дорожает топливо

Бензин «кусается» – водители нервничают: почему в России дорожает топливо

В России грядет подорожание бензина, несмотря на растущую стоимость нефти, предупреждают аналитики. Трейдеры уверены, что в среднем топливо к лету прибавит пять рублей. Однако оптовые цены начали расти еще прошлой осенью. Только с начала года на бирже стоимость тонны 92-го бензина увеличилась более чем на 10%. В чем причина подорожания топлива, узнали корреспонденты «МИР 24».

Автолюбителей предупредили о подорожании бензина. Причина – биржевые цены. По данным Росстата, котировки на топливо уже достигли исторического максимума. Именно они влияют на розничную стоимость горючего. Водители нервничают. 

Некоторые мучаются в догадках, повторится ли ситуация прошлого года, когда цены на бензин росли, как на дрожжах. В итоге стоимость горючего в три раза обогнала инфляцию. Ускорение придали повышение акцизов и подорожание углеводородов. Производителям теперь выгоднее экспортировать нефтепродукты за границу, чем продавать внутри страны.

«Сейчас происходит налоговый маневр, когда экспортная пошлина понижается и вся нагрузка переходит на скважину. НДПИ растет. И получается что сырье, то есть нефть для российских нефтеперерабатывающих заводов, становится дороже. Естественно, что они это все перекладывают на стоимость конечного бензина и все начинает оплачивать обычный потребитель», – пояснил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.  

Затраты на топливо заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг в России. И как результат от цифр на табло автозаправок зависят показатели инфляции. В цену за литр бензина заложено: доля сырой нефти – около 10%, переработка обходится еще в 10%, транспортировка и хранение горючего столько же. 

Больше всего производители отдают в виде налогов: на добычу полезных ископаемых, НДС, на прибыль и акцизы. Отчисления в бюджет составляют около 60%. А вот прибыль от реализации едва достигает 10%. При этом акцизы дорожают два раза в год. Но именно поступления с «нефтянки» составляет почти половину бюджета. И тем не менее, розничную торговлю топливом в России аналитики не спешат называть убыточной.  

«Это классическая история не только для нефтяной отрасли. Продавец всегда хочет подороже продать, а покупатель – подешевле купить. Поэтому здесь некий такой баланс и есть. Отслеживать, действительно, ли это рыночная цена, должна Федеральная антимонопольная служба», – отметил Игорь Юшков

В ФАС и просигналили. Сговор между крупными игроками рынка заметили в Российском топливном союзе. Нефтяные компании обвинили в манипуляциях на биржах и попытке создания искусственного дефицита.

«Через биржу продается не менее 20% от объема производства по бензину. А норматив – 10. Поэтому в любой момент, снизив объем предложения, но оставаясь в рамках совместного приказа, любое снижение объемов – это нарушение баланса спрос-предложение. За ним следует ажиотажный спрос, он подталкивает цены вверх. Второй момент – компания, одной рукой продавая топливо через биржу, другой рукой эти же объемы скупает», – сказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

За руку поймали сразу четыре крупные нефтяные компании. На нарушителей Федеральная антимонопольная служба наложила миллиардные штрафы. Кстати, благодаря госрегулированию скачки цен на мировых сырьевых биржах не отражаются на конечной стоимости бензина в России. Однако аналитики уверены, что из-за административных мер цены на топливном рынке не стоят на месте. 

«Для того чтобы регулировать цену, нужно, во-первых, снизить налоги на бензин, но у нас на это никто не идет. Налоги только повышаются, повышаются акцизы. Второй мощный рычаг воздействия – повысить курс нацвалюты», – отметил член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП России Рустам Танкаев. 

Очередное повышение акциза на горючее назначено на 1 июля. По расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина может вырасти в среднем на три рубля. За счет этих поступлений в бюджет планируют «влить» дополнительные 40 миллиардов рублей. 

Среди стран СНГ самые низкие цены на бензин в Казахстане. Там литр 95-го стоит 54 цента. В Беларуси и Кыргызстане стоимость топлива начинается от 64 центов. А вот в Европе заправить автомобиль обходится в несколько раз дороже. В Нидерландах это два доллара за литр, почти столько же 95-й стоит в нефтедобывающей Норвегии. 

Автор: Дмитрий Забрудский

Источник: МИР 24, 16.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики