Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Увлеклись борьбой с Россией: СПГ-проект в Хорватии востребован пока на 4%

Увлеклись борьбой с Россией: СПГ-проект в Хорватии востребован пока на 4%

Газовые трейдеры готовы пока использовать будущий терминал СПГ в Хорватии лишь на 4% его мощности. Таковы результаты первого раунда тендера на использование мощностей проекта, который проводит компания LNG Hrvatska. Об этом сообщило хорватское издание Jutarnji List со ссылкой на источники, знакомые с процессом. «С учетом конфиденциальности процедуры мы не можем комментировать результаты первого раунда. Однако, зная, как действуют газовые трейдеры, которые вначале смотрят на рынок и конкуренцию, мы ожидаем их более активного участия в следующих раундах», — сообщил изданию Euractiv Горан Франчич, управляющий директор компании LNG Hrvatska, которая планирует строить плавучий терминал СПГ у острова Крк. Этот проект поддерживает Евросоюз и он направлен на снижение зависимости Европы от российского газа.

Ранее Горан Франчич заявил агентству Reuters, что первый раунд на использование мощностей терминала СПГ завершился 8 апреля. «Второй раунд закончится 6 мая и, если необходимо, мы проведем третий раунд. Он завершится 23 мая», — сказал руководитель LNG Hrvatska. Чтобы проект заработал в 2020 году, инвестиционное решение должно быть принято до июня.

Как отмечает Euractiv, если востребованность терминала окажется низкой, то проект отложат на дальнюю полку. Сегодня терминал СПГ у острова Крк входит в число приоритетных проектов ЕС, и Брюссель пообещал выделить на его строительство 101 млн евро из необходимых 360 млн. При этом, как пишут хорватские СМИ, на Загреб давят и США и премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович уже пообещал принять закон, который позволит обойти согласования с региональными властями и общественностью. Те выступают против строительства терминала.

Как сообщало EADaily, терминал СПГ на острове Крк рассчитан на 2,6 млрд кубометров газа в год с расширением до 7 млрд кубометров. Сама Хорватия при этом потребляет около 2,5 млрд кубометров газа в год, более половины из которых добывает сама. В сентябре прошлого года «Газпром» заключил с хорватской Prvo Plinarsko Drustvo d.o.o. первый долгосрочный контракт с 2012 года. Объем — 1 млрд кубометров в год. Таким образом, страна почти закрыла свои потребности в газе и дефицит грозит Хорватии только из-за истощающихся месторождений.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач сказал ранее в комментарии EADaily, что российскому газу в Хорватии пока нет конкурентных альтернатив, а терминал СПГ будет нерентабелен и Хорватию постигнет участь Литвы. «Строительство терминала на коммерческих условиях рассматривалось много лет несколькими консорциумами и инвестиционное решение так и не было принято, — объяснил эксперт. — Сейчас это политический проект, который получил субсидию из фондов ЕС. Скорее всего, он будет функционировать на минимальной мощности и в качестве резервного источника поставок, как это происходит, например, в Литве. Особенно зимой». 

Депутаты Европарламента, тем временем, предлагают пересмотреть список приоритетных энергетических проектов, субсидируемых Евросоюзом. Как сообщает Euractiv, за это выступают представители «зеленых» и групп по охране окружающей среды. Они настаивают на том, что список не соответствует целям по борьбе с климатическими изменениями, и провалили утверждение очередного списка, чтобы сократить количество газовых проектов.

В исследовании, проведенным группой социал-демократов в Европарламенте, утверждается, что сделанные инвестиции в газовую инфраструктуру Европы уже достаточны для адекватного и диверсифицированного снабжения ЕС. «В течение последних 4 лет более 60% финансирования по программе Единой инфраструктуры Европы пришлось на газовую инфраструктуру. 1 млрд евро европейских налогоплательщиков был потрачен на эти проекты», — написала в издании Euractiv вице-президент группы социал-демократов в Европарламенте Кэтлин ван Бремпт. По ее мнению, целесообразности в транс-европейских газопроводах почти больше нет и необходимо вкладывать средства в возобновляемые источники энергии и в переход на них. Бельгийский парламентарий заметила, что из третьей версии Проектов общей важности убрали немало газовых проектов, однако они снова появились в проекте четвертой, которая будет утверждаться Европарламентом.

В ноябре прошлого года Еврокомиссия утвердила список Проектов общей важности и из него исключили проекты СПГ в Латвии, Литве и Эстонии.

В Польше также рассчитывают, что Евросоюз профинансирует строительство «Балтийского газопровода» из Норвегии. Варшава уже получила на подготовительные работы для получения разрешений на строительство в Польше и Дании 33 млн евро. Газопровод из Норвегии через Данию в Польшу мощностью 10 млрд кубометров планируют построить к концу 2022 года и он должен стать источником газа, который заменит поставки «голубого топлива» из России. Стоимость строительства оценивают в 1,6−2,2 млрд евро. Проект газопровода обсуждают с 2000-х годов, однако на его осуществление до последнего времени не могли найти финансирование и достаточных объемов газа. Операторы ГТС Дании и Польши Energinet и GAZ-SYSTEM сообщили о том, что окончательное инвестиционное решение по газопроводу будет принято в конце этого года. Польское издание Biznes alert при этом отметило, что в Варшаве, которая отвечает за морской участок газопровода из Польши в Данию, рассчитывают на финансовую помощь ЕС. «Рыночные тесты проведены в Польше и Дании. Они показали, что инвестиции окупятся. В этой ситуации сложно подать заявку на получение поддержки Европейского Союза. Посмотрим, как это получится. Мы уже получили 33 млн евро на проектные работы», — процитировало издание уполномоченного польского правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петра Наимского.

Источник: EADaily, 18.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики