Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Центральноазиатское энергокольцо: драйвер или утопия?

Центральноазиатское энергокольцо: драйвер или утопия?

Будут ли электростанции в Центральной Азии работать сообща и когда это случится, рассуждает глава Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов.

Создание единого энергокольца в Центральной Азии будет трудным, считает президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Планы по созданию энергетического кольца Симонов прокомментировал на форуме евразийской интеграции "Перспективы развития и укрепления ШОС", который прошел 17-18 апреля в Сочи.

Четыре центральноазиатские республики — Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан, — планируют возобновить работу единого энергетического кольца. Во времена Советского Союза такое кольцо объединяло электроэнергетические мощности этих стран, а они были избавлены от проблем с электричеством.

По мнению Симонова, ситуация с таким масштабным проектом в современных реалиях неоднозначна.

"Проектов по интеграции энергосистем в рамках ШОС, да и вне этой организации, довольно много, но я к ним отношусь аккуратно. Процесс "электрообъединения" очень сложен — даже на базе постсоветского пространства. Все государства разные, и с точки зрения генерации электричества, и с точки зрения тарифной политики, и с точки зрения экспорта-импорта".

Симонов скептически относится к прогнозам на скорое открытие кольца. Как считает эксперт, этот проект вряд ли заработает в ближайшие десять лет.
Также экономист прокомментировал возможности экспорта электроэнергии соседям "кольцевых" стран:

"Для рынка необходима отлаженная система продаж, а не только само по себе энергетическое кольцо. Как будет выглядеть система продаж электроэнергии? Возникнет биржа, оптовый или розничный рынок электроэнергии? Пока это неясно. Кроме того, кому будет продавать энергию Центральная Азия? Южный сосед государств из этого региона, Афганистан обладает весьма специфической культурой управления. Рассматривать ее как вменяемый субъект рыночных отношений пока не приходится".

Новая энергетическая модель в Центральной Азии была окончательно сформирована в 1997 году, хотя разрабатывалась еще с 1991-го. 
В нее вошли Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Южный Казахстан (северная часть была связана с российскими сетями).

Увы, власти так и не смогли найти общий язык по поводу эксплуатации системы.

О создании единого энергетического кольца Таджикистан заговорил в мае 2017-го на встрече глав энергетических ведомств центральноазиатских республик.

Если эта инициатива будет успешно реализована, то Таджикистан начнет более масштабный экспорт излишков электроэнергии, которую успевает накопить в летний период.

Автор: Тимур Селиванов

Источник: Sputnik Таджикистан, 19.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики