Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Начавшаяся процедура расторжения контрактов "Газпрома" с "Нафтогазом" в Стокгольмском арбитраже сопровождается выжидательной позицией Москвы и Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"В России сейчас проходит смена правительства, потому вполне естественно затягивание переговорных процессов. Эта ситуация вполне понятна. Однако главное, почему переговоры "Нафтогаза" с "Газпромом" провалились – все ждут, что будет с проектами газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Именно от развития этой ситуации зависят стартовые позиции России и Украины на газовых переговорах.
 
Если на следующей недели пройдет новость, что Швеция дала разрешение на прокладку "Северного потока-2". позиции Москвы существенно улучшатся. Это будет означать, что шансы на появление газопровода существенно выросли. Позиции Киева в спорах серьезно ослабнут – значимость украинской газотранспортной сети (ГТС) еще больше обесценится. То же с европейским ответвлением "Турецкого потока" – пока четких договоренностей по нему нет. В конце 2019 года в любом случае придется заключать новый контракт на транзит, и стороны еще не видят, с какими позициями могут начинать переговоры", - отмечает эксперт.
 
"Газпром" направил в Стокгольмский арбитраж документы на расторжение контрактов с НАК "Нафтогаз Украины" на поставку и транзит газа. В российском концерне сообщили, что переговоры на этот счет к результату не привели. В "Нафтогазе" заявили, что российская компания может расторгнуть контракт только через суд. И что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие". "Отправить документы (в суд Стокгольма) недостаточно "для расторжения". Ждем новых встреч в Стокгольме", - сообщила компания в соцсетях.
 
"В данной ситуации остается лишь ждать развития событий. В реальности от успешной реализации проектов обходных газопроводов будет зависеть, сколько транзита газа останется по украинской ГТС в будущем. Украинская сторона понимает, что какое-то время транзит по ее территории будет – не минимальный в 15 млрд кубометров, а хотя бы 30-40 млрд даже в 2020-2021 году. Потому Киев позволяет себе столь вольную риторику.
 
Другое дело, сколько веревочке не виться, на определенном этапе нужно будет заключать с Россией новые контракты. "Нафтогаз" же не торопится предлагать варианты, которые были б "Газпрому" более удобны, чем транзит по "Северному потоку" и "Турецкому потоку". Киев не предлагает послаблений по тарифам и прочим острым вопросам. Это означает, что в долгосрочном плане Киев подрывает конкурентоспособность транзитного бизнеса своей страны. На определенном этапе это больно ударит по всей украинской экономике", - подчеркивает аналитик.

Стратегическое поражение

В "Нафтогазе" объявили, что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие" и что "Газпром" "по-прежнему должен $2,56 млрд" украинской стороне. Эту сумму суд Стокгольма обязал выплатить украинской стороне по итогам разбирательства в газовом споре. "Газпром" с такими выводами арбитров не согласился и подал иск о пересмотре этого решения в вышестоящую инстанцию.
 
По сути в этом решении были учтены интересы Украины по условию "бери или плати", но в аналогичной ситуации при рассмотрении ответственности России арбитраж интересы Москвы проигнорировал по правилу "качай или плати". Арбитры сочли, что бедственное положение экономики Украины является оправданием нарушений ею договоренностей. Москва заявила, что подобное сотрудничество с Киевом ей не выгодно – де-факто, он может предъявить ей новые штрафы на основании уже вынесенного решения. Потому инициирован процесс расторжения договоренностей.
 
"Решение Стокгольма, существенно ухудшившее положение России в контрактах, конечно, будет учтено в разбирательстве по расторжению договоров. Кроме того, рассматривать это дело будет новый состав арбитров. Однако после однобокого прошлого решения гарантий, что в Европе судьи встанут на сторону России, никто дать не может.
 
Впрочем, этот вопрос затянется минимум на год, а более вероятно – на полтора. Вероятно, действующий контракт на транзит истечет раньше, чем Стокгольм вынесет решение. Но параллельно с разбирательством между "Газпромом" и "Нафтогазом" будут вестись переговоры по новым контрактам. Динамика ситуации с обходными газопроводами определит, насколько сильны в них будут стороны.
 
Но чем больше "Нафтогаз" затягивает с этим диалогом, и чем реальнее становятся проекты "Северного потока-2" и "Турецкого потока", тем больше проигрывает Киев. Потенциально шансы сохранить Украину в статусе транзитного государства с каждой позитивной новостью о российских альтернативных трубопроводах сокращаются", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.04.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики