Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Начавшаяся процедура расторжения контрактов "Газпрома" с "Нафтогазом" в Стокгольмском арбитраже сопровождается выжидательной позицией Москвы и Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"В России сейчас проходит смена правительства, потому вполне естественно затягивание переговорных процессов. Эта ситуация вполне понятна. Однако главное, почему переговоры "Нафтогаза" с "Газпромом" провалились – все ждут, что будет с проектами газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Именно от развития этой ситуации зависят стартовые позиции России и Украины на газовых переговорах.
 
Если на следующей недели пройдет новость, что Швеция дала разрешение на прокладку "Северного потока-2". позиции Москвы существенно улучшатся. Это будет означать, что шансы на появление газопровода существенно выросли. Позиции Киева в спорах серьезно ослабнут – значимость украинской газотранспортной сети (ГТС) еще больше обесценится. То же с европейским ответвлением "Турецкого потока" – пока четких договоренностей по нему нет. В конце 2019 года в любом случае придется заключать новый контракт на транзит, и стороны еще не видят, с какими позициями могут начинать переговоры", - отмечает эксперт.
 
"Газпром" направил в Стокгольмский арбитраж документы на расторжение контрактов с НАК "Нафтогаз Украины" на поставку и транзит газа. В российском концерне сообщили, что переговоры на этот счет к результату не привели. В "Нафтогазе" заявили, что российская компания может расторгнуть контракт только через суд. И что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие". "Отправить документы (в суд Стокгольма) недостаточно "для расторжения". Ждем новых встреч в Стокгольме", - сообщила компания в соцсетях.
 
"В данной ситуации остается лишь ждать развития событий. В реальности от успешной реализации проектов обходных газопроводов будет зависеть, сколько транзита газа останется по украинской ГТС в будущем. Украинская сторона понимает, что какое-то время транзит по ее территории будет – не минимальный в 15 млрд кубометров, а хотя бы 30-40 млрд даже в 2020-2021 году. Потому Киев позволяет себе столь вольную риторику.
 
Другое дело, сколько веревочке не виться, на определенном этапе нужно будет заключать с Россией новые контракты. "Нафтогаз" же не торопится предлагать варианты, которые были б "Газпрому" более удобны, чем транзит по "Северному потоку" и "Турецкому потоку". Киев не предлагает послаблений по тарифам и прочим острым вопросам. Это означает, что в долгосрочном плане Киев подрывает конкурентоспособность транзитного бизнеса своей страны. На определенном этапе это больно ударит по всей украинской экономике", - подчеркивает аналитик.

Стратегическое поражение

В "Нафтогазе" объявили, что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие" и что "Газпром" "по-прежнему должен $2,56 млрд" украинской стороне. Эту сумму суд Стокгольма обязал выплатить украинской стороне по итогам разбирательства в газовом споре. "Газпром" с такими выводами арбитров не согласился и подал иск о пересмотре этого решения в вышестоящую инстанцию.
 
По сути в этом решении были учтены интересы Украины по условию "бери или плати", но в аналогичной ситуации при рассмотрении ответственности России арбитраж интересы Москвы проигнорировал по правилу "качай или плати". Арбитры сочли, что бедственное положение экономики Украины является оправданием нарушений ею договоренностей. Москва заявила, что подобное сотрудничество с Киевом ей не выгодно – де-факто, он может предъявить ей новые штрафы на основании уже вынесенного решения. Потому инициирован процесс расторжения договоренностей.
 
"Решение Стокгольма, существенно ухудшившее положение России в контрактах, конечно, будет учтено в разбирательстве по расторжению договоров. Кроме того, рассматривать это дело будет новый состав арбитров. Однако после однобокого прошлого решения гарантий, что в Европе судьи встанут на сторону России, никто дать не может.
 
Впрочем, этот вопрос затянется минимум на год, а более вероятно – на полтора. Вероятно, действующий контракт на транзит истечет раньше, чем Стокгольм вынесет решение. Но параллельно с разбирательством между "Газпромом" и "Нафтогазом" будут вестись переговоры по новым контрактам. Динамика ситуации с обходными газопроводами определит, насколько сильны в них будут стороны.
 
Но чем больше "Нафтогаз" затягивает с этим диалогом, и чем реальнее становятся проекты "Северного потока-2" и "Турецкого потока", тем больше проигрывает Киев. Потенциально шансы сохранить Украину в статусе транзитного государства с каждой позитивной новостью о российских альтернативных трубопроводах сокращаются", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики