Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Минус транзит: Киев стратегически проигрывает Москве в "газовом споре"

Начавшаяся процедура расторжения контрактов "Газпрома" с "Нафтогазом" в Стокгольмском арбитраже сопровождается выжидательной позицией Москвы и Киева. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
 
"В России сейчас проходит смена правительства, потому вполне естественно затягивание переговорных процессов. Эта ситуация вполне понятна. Однако главное, почему переговоры "Нафтогаза" с "Газпромом" провалились – все ждут, что будет с проектами газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Именно от развития этой ситуации зависят стартовые позиции России и Украины на газовых переговорах.
 
Если на следующей недели пройдет новость, что Швеция дала разрешение на прокладку "Северного потока-2". позиции Москвы существенно улучшатся. Это будет означать, что шансы на появление газопровода существенно выросли. Позиции Киева в спорах серьезно ослабнут – значимость украинской газотранспортной сети (ГТС) еще больше обесценится. То же с европейским ответвлением "Турецкого потока" – пока четких договоренностей по нему нет. В конце 2019 года в любом случае придется заключать новый контракт на транзит, и стороны еще не видят, с какими позициями могут начинать переговоры", - отмечает эксперт.
 
"Газпром" направил в Стокгольмский арбитраж документы на расторжение контрактов с НАК "Нафтогаз Украины" на поставку и транзит газа. В российском концерне сообщили, что переговоры на этот счет к результату не привели. В "Нафтогазе" заявили, что российская компания может расторгнуть контракт только через суд. И что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие". "Отправить документы (в суд Стокгольма) недостаточно "для расторжения". Ждем новых встреч в Стокгольме", - сообщила компания в соцсетях.
 
"В данной ситуации остается лишь ждать развития событий. В реальности от успешной реализации проектов обходных газопроводов будет зависеть, сколько транзита газа останется по украинской ГТС в будущем. Украинская сторона понимает, что какое-то время транзит по ее территории будет – не минимальный в 15 млрд кубометров, а хотя бы 30-40 млрд даже в 2020-2021 году. Потому Киев позволяет себе столь вольную риторику.
 
Другое дело, сколько веревочке не виться, на определенном этапе нужно будет заключать с Россией новые контракты. "Нафтогаз" же не торопится предлагать варианты, которые были б "Газпрому" более удобны, чем транзит по "Северному потоку" и "Турецкому потоку". Киев не предлагает послаблений по тарифам и прочим острым вопросам. Это означает, что в долгосрочном плане Киев подрывает конкурентоспособность транзитного бизнеса своей страны. На определенном этапе это больно ударит по всей украинской экономике", - подчеркивает аналитик.

Стратегическое поражение

В "Нафтогазе" объявили, что оспаривание арбитражных решений "не останавливает их действие" и что "Газпром" "по-прежнему должен $2,56 млрд" украинской стороне. Эту сумму суд Стокгольма обязал выплатить украинской стороне по итогам разбирательства в газовом споре. "Газпром" с такими выводами арбитров не согласился и подал иск о пересмотре этого решения в вышестоящую инстанцию.
 
По сути в этом решении были учтены интересы Украины по условию "бери или плати", но в аналогичной ситуации при рассмотрении ответственности России арбитраж интересы Москвы проигнорировал по правилу "качай или плати". Арбитры сочли, что бедственное положение экономики Украины является оправданием нарушений ею договоренностей. Москва заявила, что подобное сотрудничество с Киевом ей не выгодно – де-факто, он может предъявить ей новые штрафы на основании уже вынесенного решения. Потому инициирован процесс расторжения договоренностей.
 
"Решение Стокгольма, существенно ухудшившее положение России в контрактах, конечно, будет учтено в разбирательстве по расторжению договоров. Кроме того, рассматривать это дело будет новый состав арбитров. Однако после однобокого прошлого решения гарантий, что в Европе судьи встанут на сторону России, никто дать не может.
 
Впрочем, этот вопрос затянется минимум на год, а более вероятно – на полтора. Вероятно, действующий контракт на транзит истечет раньше, чем Стокгольм вынесет решение. Но параллельно с разбирательством между "Газпромом" и "Нафтогазом" будут вестись переговоры по новым контрактам. Динамика ситуации с обходными газопроводами определит, насколько сильны в них будут стороны.
 
Но чем больше "Нафтогаз" затягивает с этим диалогом, и чем реальнее становятся проекты "Северного потока-2" и "Турецкого потока", тем больше проигрывает Киев. Потенциально шансы сохранить Украину в статусе транзитного государства с каждой позитивной новостью о российских альтернативных трубопроводах сокращаются", - заключает Станислав Митрахович.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 21.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики