Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нажали на газ: заманчивость "Арктик-СПГ-2" у французов перевесила страх санкций

Нажали на газ: заманчивость "Арктик-СПГ-2" у французов перевесила страх санкций

Стремление французской Total участвовать с "Новатэком" в проекте "Арктик СПГ-2" объясняется существенными выгодами проекта для европейских инвесторов. О них ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
 
"Total изначально стремилась в "Арктик СПГ-2", так как у компании есть 20% участия в проекте "Ямал-СПГ", а также порядка 18% в самом "Новатэк". То есть французы от вхождения в смежный проект получают двойную выгоду. И на самом деле риска в "Арктик СПГ-2" для них гораздо меньше, чем когда они заходило в аналогичный проект "Ямал". В первый раз риски зашкаливали: фактически у "Новатэка" была лишь лицензия на месторождение и лобби. От Total требовалось привлечь технологии и финансировать проект.
 
В "Арктик-СПГ" выгод существенно больше – под проект уже провели дноуглубительные работы, построили порт и аэропорт, заложен атомный ледокол. Более того, активно лоббируется строительство перспективного атомного ледокола "Лидер", который гораздо мощнее обычного и сможет на полном ходу проводить танкеры с газом по Северному морскому пути. При этом "Новатэк" заявляет, что затраты в "Арктик СПГ" будут на треть меньше, чем в "Ямале" из-за использования российского оборудования. Со всех сторон этот проект французам выгоден", - отмечает специалист.
 
Глава компании "Новатэк" Леонид Михельсон рассказал, что французская энергетическая компания Total примет участие в проекте "Арктик СПГ-2". "Total будет участвовать в нашем проекте. Это лишь вопрос времени, – заявил он. - Как только «параметры проекта будут определены, Total сможет принять решение". И добавил: что в данный момент российская сторона находится на стадии технических исследований, а фаза разработки проекта закончится к концу года. А "команды Total и "Новатэка" научились хорошо взаимодействовать".
 
"Как показала практика с "Ямал-СПГ", западные санкции не коснулись европейских инвесторов. Рестрикции в принципе не запрещают участие в таких проектах, есть лишь ограничения на предоставления финансирования. Но в первом проекте претензий у американцев и европейцев не нашлось. Более того, попав под санкции, "Новатэк" стал привлекать финансирование китайцев, но их кредиты оказались довольно дорогими", - подчеркивает эксперт.

Европа тянется к России

Арктик СПГ-2 - проект "Новатэка" по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове (по другую сторону Обской губы от Ямала). Реализуется на месторождениях Салмановское (Утреннее) и Штормовое. Пуск первой линии запланирован приблизительно на 2023 год с поэтапным вводом объекта в 2023-2025 годах. Планируется годовое производство 18 млн тонн сжиженного природного газа - три очереди по 6 млн тонн каждая, тогда как у проекта "Ямал-СПГ" — 16,5 млн тонн.
 
В конце 2017 года Леонид Михельсон сообщил, что "Новатэк" передал судостроительной верфи "Звезда" необходимую документацию на строительство под "Арктик СПГ-2" пятнадцати танкеров арктического класса для транспортировки газа. В 2016-м он заявил, что проект завода по сжижению природного газа "Арктик СПГ-2" концептуально будет отличаться от "Ямал-СПГ" - компания рассматривает возможность его строительства на гравитационных платформах.
 
"Если уж Total рискнул с свое время войти в "Ямал-СПГ", который на то время выглядел как авантюра, с проектом "Арктик" французы уже и задумываться не станут. Для них это серьезные перспективы и прибыли. Причем при минимальных рисках – как выяснилось, наложенные санкции не особо и мешают сотрудничать "Новатэку" и европейцам.
 
Российская компания же после неудачного опыта с Китаем теперь старается максимально привлечь европейские инвестиции – это выгодно как для нашей страны, так и французам. При этом опыт "Ямал-СПГ" показала, что российский газ крайне востребован. А из-за того, что месторождение расположено в Арктике, зимой его мощность оказалась гораздо больше проектной. В итоге дополнительные объемы газа, которые не распределились по долгосрочным контрактам, очень выгодно продаются на спотовом рынке. Его со значительными прибылями отправляли даже в США", - заключает Игорь Юшков.
 
Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики