Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украину отодвинули от Opal: ЕС и США определят контуры энергосотрудничества с Россией

Украину отодвинули от Opal: ЕС и США определят контуры энергосотрудничества с Россией

Решение Европейского суда по иску «Нафтогаза» по газопроводу Opal подтверждает тот факт, что Украина не сможет повлиять на энергетическое сотрудничество между Россией и Евросоюзом – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Послабления по газопроводу Opal подтверждены Европейским судом

Напомним, что Общий суд Евросоюза отклонил иск «Нафтогаза» к Еврокомиссии с требованием отменить решение, по которому гарантируется расширенный доступ российской компании «Газпром» к европейскому газопроводу Opal.
 
Здесь нужно понимать, что одним из элементов давления со стороны европейских властей на Россию стал так называемый Третий энергопакет, по которому Брюссель регулирует поставки энергетических ресурсов на территорию Евросоюза.
 
После того, как Брюссель подчинил работу «Северного потока-1» нормам Третьего энергопакета, данный российский газопровод был заполнен только на половину своих пропускных возможностей. При этом, сами ограничения были непосредственно применены к газопроводу Opal, который на практике является континентальным европейским продолжением магистральной сети «Северного потока-1».
 
Естественно, это решение было проведено европейскими властями по политическим причинам, поскольку все другие аналогичные проекты – взять хотя бы планирующийся Трансанатолийский газопровод, подобных ограничений не имеют.

Энергетическое сотрудничество России и Евросоюза – это не дело Украины

Другой вопрос, что подобные ограничения могут, как вводиться, так и отменяться Евросоюзом, поэтому неудивительным выглядит прошлогоднее решение Еврокомиссии позволить «Газпрому» выкупить остальные 50 процентов мощностей загрузки газопровода Opal.
 
Это было связано с проблемами, которые постоянно возникают в последние четыре года с транзитом российского природного газа через территорию Украины, вследствие чего, в Евросоюзе решили воспользоваться всеми мощностями «Северного потока-1».
 
Данное решение было оформлено в виде распоряжения Еврокомиссии, которое и решила оспорить в этом иске компания «Нафтогаз». При этом, определенные правовые основания у украинской стороны, безусловно, были – есть же нормы «Третьего энергопакета», которыми европейские власти постоянно жонглируют, как хотят, но, как мы видим, Брюссель не собирается допускать Киев в данный спор.
 
Также здесь возникает вопрос, а не является ли это решение Европейского суда свидетельством того, что в Брюсселе пришли к выводу, что политика и экономика в рамках энергетического обмена Евросоюза с Россией должны существовать в разных измерениях и не пересекаться между собой, несмотря на весь присутствующий здесь сегодня негативный контекст.

Данный вопрос решается на уровне переговоров между Европой и США

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что данное решение Европейского суда еще не говорит окончательно о том, что Брюссель решил действовать здесь в русле экономических интересов Евросоюза.
 
«В этом вопросе продолжается политическая борьба, причем основная дискуссия идет между канцлером ФРГ Ангелой Меркель, президентом Франции Эммануэлем Макроном и президентом США Дональдом Трампом», - заключает Юшков.
 
По словам Игоря Валерьевича, на переговорах между Меркель и Трампом прямым образом обсуждалась судьба «Северного потока-2», поэтому данный вопрос затрагивает не только европейские интересы, но и общую стратегическую политику стран коллективного Запада. И здесь это решение по Opal является позитивным маркером, но не показателем какого-либо кардинального сдвига.
 
«На сегодня судьба «Северного потока-2» является ключевой темой экономических отношений между США и Евросоюзом наряду с введением американцами заградительных пошлин на европейскую продукцию», - констатирует Юшков.

Будущее энергетического сотрудничества России и Европы пока не определено

И в этом контексте между Евросоюзом и США продолжится очень продолжительная и напряженная игра, что видно хотя бы по решению американских властей временно заморозить введение пошлин на европейскую сталелитейную продукцию и сконцентрировать свои усилия на Китае и России, что также коррелирует и с введением Вашингтоном санкций в отношении российской компании «Русал».
 
Соответственно, украинцы могут подавать здесь любые иски, а Европейский суд может принимать любые решения, но главный вопрос заключается в тех договоренностях, которые Германия и Франция заключат в ходе переговоров с США.
 
«Поэтому вопрос перспектив энергетического сотрудничества России и Евросоюза пока окончательно не решен, и сейчас идет многоформатный процесс переговоров и лоббирования конкретных и вполне определенных интересов», - резюмирует Юшков.
 
Как замечает эксперт, ярким показателем продолжения данной борьбы является тот факт, что ни Швеция, ни Дания не выдали пока ни разрешений, ни запрещений на строительство «Северного потока-2» в своих водах. Это является ярким показателем того, что данный вопрос продолжает оставаться предметом горячей дискуссии.
 
«Малые европейские страны ждут того, когда Германия и США разберутся по этому вопросу между собой, и только после этого они примут на этот счет свои решения. Так что, борьба здесь продолжается, хотя также очевидно и то, что все то, что пытается на этот счет сделать Украина, является в этом контексте несущественными частностями», - заключает Юшков.
 
Естественно, данное решение Европейского суда по Opal касается не второго, а первого «Северного потока», но ситуация складывается так, что любые подобные поползновения необходимо рассматривать в комплексе данной борьбы.
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики