Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Старая труба не ржавеет

Старая труба не ржавеет

Вопрос об условиях транзита газа через территорию Украины в Европу после 2019 г. представители «Газпрома» и «Нафтогаза» обсуждали несколько недель назад, знает человек, близкий к «Нафтогазу». «Контакты по периоду после 2019 г. начали», – подтверждает собеседник «Ведомостей» с другой стороны переговоров. На каких условиях возможно новое соглашение, ни тот ни другой не сказали. Ожидания топ-менеджеров «Газпрома» и «Нафтогаза», высказанные публично, расходятся более чем в 2 раза.

По контракту с «Нафтогазом» от 2009 г. «Газпром» должен прокачивать по украинской газотранспортной системе не менее 110 млрд куб. м в год. Это условие ни разу не выполнялось – сперва не было достаточного спроса на российский газ в Европе, а в 2011 г. заработал «Северный поток», экспортные поставки частично пошли через него. К концу 2019 г. «Газпром» рассчитывает построить еще две трубы («Северный поток – 2» и «Турецкий поток»), и, если ориентироваться на экспорт 2013–2014 гг., их мощности (86,5 млрд куб. м в год) хватит, чтобы отказаться от украинского маршрута. Но спрос на газ в Европе так вырос, что «Газпром» не может отказаться от украинского транзита. Из рекордных 194,4 млрд куб. м, поставленных в 2017 г. в Европу, 93 млрд куб. м прокачано через Украину.

Украина заинтересована в максимальных поставках: транзитный контракт – источник регулярных поступлений в бюджет.

На поиск взаимоприемлемого решения есть чуть более полутора лет – транзитный контракт заканчивается в декабре 2019 г. Это небольшой срок для «Газпрома» и «Нафтогаза», отношения которых омрачены постоянными конфликтами.

Переговоры находятся в самой ранней стадии, знает один из собеседников «Ведомостей». «Мы задали [«Газпрому»] вопрос, что [в их понимании] значит «привлекательные коммерческие условия», – говорит человек, близкий к «Нафтогазу», российская сторона пока не дала четкого ответа.

«Газпром» может сохранить транзит 10–15 млрд куб. м газа через Украину, сказал 10 апреля предправления «Газпрома» Алексей Миллер, но «Нафтогазу» необходимо доказать экономическую целесообразность нового контракта. «Северный поток – 2» может снизить стоимость транзита минимум на треть, сообщал «Газпром».

Украина рассчитывает минимум на 40 млрд куб. м, меньше – невыгодно, сказал министр энергетики Игорь Насалик.

Слова Миллера и Насалика похожи на формулировку стартовых переговорных позиций, считает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова: «Газпром», похоже, исходит из оптимистичного сценария для «Северного потока – 2»; Украина называет минимально необходимую величину. Реальные потребности «Газпрома» в украинском транзите будут в районе 30 млрд куб. м до 2021–2022 гг., полагают в Vygon Consulting.

Даже до 40 млрд куб. м в год, оценивает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко и объясняет: «Чтобы полностью загрузить «Северный поток – 2», нужны отводы в Европе. Один из них, Eugal, до 2021 г. построить не успеют». Но даже полностью доступные новые экспортные трубы не гарантируют покрытия суточных пиков, особенно зимой, считает Собко.

Директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко напоминает, что газотранспортная сеть Украины строилась под гораздо большие, чем 10–15 млрд куб. м в год, объемы транзита, использование ее мощных компрессоров при малых объемах может быть нерентабельно. «Компании ведут торг о минимальной прокачке, – объясняет он. – Финальные объемы будут где-то посередине между заявленными сегодня значениями».

 
 

Компаниям предстоит договориться и о стоимости транзита. Сейчас украинский транзит – самый дорогой способ доставки российского газа в Европу, примерно в 1,7 раза дороже, чем поставки по «Северному потоку», говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Сегодня тариф на прокачку через Украину вполне рыночный, не согласен Собко: «Но это может измениться после 2020 г., Украина захочет учитывать затраты на неизбежную модернизацию».

Тарифы надо рассматривать в связке с объемом транзита, считает Маринченко: «Для «Нафтогаза» главное – поступления от российского транзита. Если появится «Северный поток – 2», более чем о $2 млрд в год можно будет забыть. Лучшим исходом для «Нафтогаза» было бы зафиксировать минимум 30–40 млрд куб. м прокачки в год и повысить тарифы в 1,5 раза – выручка составит $1–1,2 млрд».

Украинский тариф сравним с европейскими, говорит Белова: «Прокачка 1000 куб. м газа на каждые 100 км и по Словакии (газопровод Вельке – Ланжгот), и по Австрии (Баумгартен – Тарвизио) стоит примерно $1,7, подсчитали в Vygon Consulting. Новый украинский тариф будет согласовываться в связке с объемом транзита, соглашается Белова и предполагает, что Украина будет настаивать на обратно пропорциональной зависимости: при снижении объемов прокачки удельные расходы на поддержание системы в рабочем состоянии будут расти.

Переговоры могут осложнить два фактора, считает Белова: апелляция в стокгольмском арбитраже по делу о действующем транзитном контракте и договороспособность украинцев.

«Выборы в Верховную раду состоятся в этом году, президентские – в следующем, риск, что люди, принимающие газовые решения, поменяются, очень велик. Неочевидна и готовность новых менеджеров брать на себя обязательства прежней команды. Реальные переговоры могут начаться не раньше осени 2019 г.», – предполагает Белова: останется всего четыре месяца.

Но к тому моменту «Газпром» точно будет понимать потребности в украинской газотранспортной системе и пожелания обеих сторон станут более проработанными, заключает Белова.

  

 

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 12.04.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики