Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

Польша решила пойти по украинскому сценарию и давить на «Газпром» внутри страны. Антимонопольный регулятор UOKiK начал расследование по нарушению российским холдингом и его компаниями-партнерами по «Северному потоку-2» антимонопольного законодательства. Ведомство угрожает штрафами в 10% оборота польским предприятиям, которые принадлежат участникам проекта балтийского газопровода. Эксперты предполагают, что у польской стороны может быть несколько причин для такого шага, который все равно не остановит «Северный поток-2».

В августе 2016 года Польский комитет конкуренции и защиты потребителей (UOKiK) сделал вывод, что совместный проект «Газпрома» и пяти европейских компаний может привести к ограничению конкуренции. После этого партнеры по «Северному потоку-2» отозвали заявку на разрешение совместной деятельности и «Газпром» остался единоличным владельцем Nord Stream 2, который является оператором проекта балтийского газопровода. Ранее предполагалось, что европейские компании выкупят по 10% Nord Stream 2.

«Это означало запрет на совместную деятельность», — заявили в польском регуляторе. По мнению чиновников UOKiK, после этого «Газпром» и европейские компании подписали контракт на финансирование проекта и это стало попыткой обойти запрет. «На самом деле, цель и совместной деятельности и контракта о финансировании состоит в одном и том же. Они нацелены на финансирование строительства «Северного потока-2», — говорится в официальном сообщении. «Поэтому мы выдвинули обвинения «Газпрому» и пяти компаниям», — цитируется президент UOKiK Марек Нихчал. Польский регулятор уточнил, что речь идет о польских предприятиях, которые принадлежат «Газпрому», Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall. Им грозит максимальный штраф в 10% годового оборота.

После того, как партнеры «Газпрома» не смогли войти в Nord Stream 2, они обязались профинансировать проект стоимостью 9,5 млрд евро на 50% - по 950 млн евро с каждой компании. К маю этого года Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall перечислили оператору «Северного потока-2» более 2 млрд евро. Известно, что финансирование представляет собой кредит, который европейские компании предоставляют Nord Stream 2 под процент. Другие детали финансирования проекта балтийского газопровода неизвестны, однако и в этом случае, непонятно, как польский регулятор сможет доказать нарушение антимонопольного законодательства. Впрочем, совсем свеж украинский пример, когда Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал «Газпром» за монопольное положение на рынке, хотя по другому и быть не может. По российскому законодательству, только «Газпром» вправе экспортировать газ трубопроводами. Это не помешало АМКУ в 2016 году потребовать с российского холдинга компенсацию, сумма которой сейчас с учетом пени составляет 172 млрд грн ($ 6,6 млрд). Когда «Газпрому» отказали в апелляции в украинских судах, Государственная служба Украины арестовала активы компании в стране на 100 млн грн ($ 3,8 млн). В Москве заявили, что готовят иск к украинской стороне в международный арбитраж. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что очередное нападение Польши на «Северный поток-2» может иметь две причины. «Во-первых, оно политически мотивировано антироссийской позицией Польши в целом, и в частности, ее линией, направленной против энергетического сотрудничества России и Европы. Они видят, что их политика сейчас неэффективна, так как и на уровне отдельных стран и на уровне Еврокомиссии не получается „навести тень на плетень“ и воспрепятствовать, а заказ нужно отрабатывать», — говорит эксперт. Вторая причина, по его мнению, кроется во внутрипольских интересах. «Есть газопровод Ямал-Европа, крупным акционером в котором является Газпром, есть контракты на транзит и на поставку газа в Польшу, которые истекают через 5 лет. Возможно, они рассчитывают через антимонопольное расследование усилить свои переговорные позиции», говорит Алексей Гривач. Он считает, что расследование, затеянное UOKiK, приведет лишь к длительным судебным разбирательствам, а украинская транзитная проблема может перерасти в среднесрочной перспективе еще и в польскую транзитную проблему.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что польская сторона может пойти по украинскому сценарию. «У „Газпрома“ есть активы в Польше (совместное с PGNiG предприятие по управлению газопроводом Ямал-Европа), однако оно также связано с транзитом газа и польская сторона вряд ли решится на громкий скандал. В экспертной среде Польши все больше говорят о том, что „Северный поток-2“ — уже свершившийся факт и польским властям просто необходимо выполнить свою миссию по противодействию проекту. По крайней мере, создать видимость».

Очевидно, что судьба «Северного потока-2» решается в треугольнике Россия-Германия-США и Варшава выступает инструментом Вашингтона, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По его мнению, несмотря на риторику, в политических элитах США нет общего решения по проекту балтийского газопровода, раз пока «жар загребает» польская сторона. «Как показала история с допуском „Газпрома“ к газопроводу Opal, перспективы у польского разбирательства в европейских судах нет. Для компаний-участников „Северного потока-2“ куда опаснее введение американских санкций за участие в проекте. Однако о них не говорят», — заметил Игорь Юшков. Еще одной опасностью для проекта, по его мнению, будет, если Дания не выдаст разрешение на строительство в своей экономической зоне: «Тогда придется менять маршрут и проект подорожает».

Сегодня для строительства «Северного потока-2» не хватает только разрешений на укладку газопровода в экономических зонах Дании и Швеции. Германия их уже выдала и сегодня в очередной раз заявила о своем отношении к проекту. «Является ли „Северный поток -2“ частным коммерческим проектом и поддерживается ли он федеральным правительством? На этот вопрос я могу ответить: да», — сказал глава МИД ФРГ Хайко Маас на совместной конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Источник: EADaily, 10.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики