Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

UOKiK против «Северного потока-2»: Польша играет до конца

Польша решила пойти по украинскому сценарию и давить на «Газпром» внутри страны. Антимонопольный регулятор UOKiK начал расследование по нарушению российским холдингом и его компаниями-партнерами по «Северному потоку-2» антимонопольного законодательства. Ведомство угрожает штрафами в 10% оборота польским предприятиям, которые принадлежат участникам проекта балтийского газопровода. Эксперты предполагают, что у польской стороны может быть несколько причин для такого шага, который все равно не остановит «Северный поток-2».

В августе 2016 года Польский комитет конкуренции и защиты потребителей (UOKiK) сделал вывод, что совместный проект «Газпрома» и пяти европейских компаний может привести к ограничению конкуренции. После этого партнеры по «Северному потоку-2» отозвали заявку на разрешение совместной деятельности и «Газпром» остался единоличным владельцем Nord Stream 2, который является оператором проекта балтийского газопровода. Ранее предполагалось, что европейские компании выкупят по 10% Nord Stream 2.

«Это означало запрет на совместную деятельность», — заявили в польском регуляторе. По мнению чиновников UOKiK, после этого «Газпром» и европейские компании подписали контракт на финансирование проекта и это стало попыткой обойти запрет. «На самом деле, цель и совместной деятельности и контракта о финансировании состоит в одном и том же. Они нацелены на финансирование строительства «Северного потока-2», — говорится в официальном сообщении. «Поэтому мы выдвинули обвинения «Газпрому» и пяти компаниям», — цитируется президент UOKiK Марек Нихчал. Польский регулятор уточнил, что речь идет о польских предприятиях, которые принадлежат «Газпрому», Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall. Им грозит максимальный штраф в 10% годового оборота.

После того, как партнеры «Газпрома» не смогли войти в Nord Stream 2, они обязались профинансировать проект стоимостью 9,5 млрд евро на 50% - по 950 млн евро с каждой компании. К маю этого года Engie, Uniper OMV, Shell и Wintershall перечислили оператору «Северного потока-2» более 2 млрд евро. Известно, что финансирование представляет собой кредит, который европейские компании предоставляют Nord Stream 2 под процент. Другие детали финансирования проекта балтийского газопровода неизвестны, однако и в этом случае, непонятно, как польский регулятор сможет доказать нарушение антимонопольного законодательства. Впрочем, совсем свеж украинский пример, когда Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал «Газпром» за монопольное положение на рынке, хотя по другому и быть не может. По российскому законодательству, только «Газпром» вправе экспортировать газ трубопроводами. Это не помешало АМКУ в 2016 году потребовать с российского холдинга компенсацию, сумма которой сейчас с учетом пени составляет 172 млрд грн ($ 6,6 млрд). Когда «Газпрому» отказали в апелляции в украинских судах, Государственная служба Украины арестовала активы компании в стране на 100 млн грн ($ 3,8 млн). В Москве заявили, что готовят иск к украинской стороне в международный арбитраж. 

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что очередное нападение Польши на «Северный поток-2» может иметь две причины. «Во-первых, оно политически мотивировано антироссийской позицией Польши в целом, и в частности, ее линией, направленной против энергетического сотрудничества России и Европы. Они видят, что их политика сейчас неэффективна, так как и на уровне отдельных стран и на уровне Еврокомиссии не получается „навести тень на плетень“ и воспрепятствовать, а заказ нужно отрабатывать», — говорит эксперт. Вторая причина, по его мнению, кроется во внутрипольских интересах. «Есть газопровод Ямал-Европа, крупным акционером в котором является Газпром, есть контракты на транзит и на поставку газа в Польшу, которые истекают через 5 лет. Возможно, они рассчитывают через антимонопольное расследование усилить свои переговорные позиции», говорит Алексей Гривач. Он считает, что расследование, затеянное UOKiK, приведет лишь к длительным судебным разбирательствам, а украинская транзитная проблема может перерасти в среднесрочной перспективе еще и в польскую транзитную проблему.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич не исключает, что польская сторона может пойти по украинскому сценарию. «У „Газпрома“ есть активы в Польше (совместное с PGNiG предприятие по управлению газопроводом Ямал-Европа), однако оно также связано с транзитом газа и польская сторона вряд ли решится на громкий скандал. В экспертной среде Польши все больше говорят о том, что „Северный поток-2“ — уже свершившийся факт и польским властям просто необходимо выполнить свою миссию по противодействию проекту. По крайней мере, создать видимость».

Очевидно, что судьба «Северного потока-2» решается в треугольнике Россия-Германия-США и Варшава выступает инструментом Вашингтона, говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. По его мнению, несмотря на риторику, в политических элитах США нет общего решения по проекту балтийского газопровода, раз пока «жар загребает» польская сторона. «Как показала история с допуском „Газпрома“ к газопроводу Opal, перспективы у польского разбирательства в европейских судах нет. Для компаний-участников „Северного потока-2“ куда опаснее введение американских санкций за участие в проекте. Однако о них не говорят», — заметил Игорь Юшков. Еще одной опасностью для проекта, по его мнению, будет, если Дания не выдаст разрешение на строительство в своей экономической зоне: «Тогда придется менять маршрут и проект подорожает».

Сегодня для строительства «Северного потока-2» не хватает только разрешений на укладку газопровода в экономических зонах Дании и Швеции. Германия их уже выдала и сегодня в очередной раз заявила о своем отношении к проекту. «Является ли „Северный поток -2“ частным коммерческим проектом и поддерживается ли он федеральным правительством? На этот вопрос я могу ответить: да», — сказал глава МИД ФРГ Хайко Маас на совместной конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

Источник: EADaily, 10.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики