Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Испытательный полигон для «Газпрома»

Испытательный полигон для «Газпрома»

Один из главных вопросов современной энергетической повестки дня – будущее газового рынка. Отрасль, возможно, стоит на пороге настоящей революции, подготовленной последними законопроектами, стратегиями и директивами ЕС в области энергетики. Их суть кратко можно свести к нескольким положениям: либерализация доступа в энергетической инфраструктуре, запрет добывающим компаниям владеть газовыми сетями, запрет на использование собственности на трубу для воспрепятствования доставки газа от производителя до потребителя, отказ от долгосрочных контрактов в пользу краткосрочных, активное развитие биржевой торговли. Конечно, все это появится далеко не сразу, за третьим энергопакетом неизбежно последуют четвертый и пятый. Ведь третий пакет, например, лишь юридически выделяет сети из структуры крупных компаний, на практике оставляя их в собственности больших концернов. Но тут важен тренд.

Позиция российского правительства однозначна – все это не в интересах России. Лично я придерживаюсь иной точки зрения – это может быть в интересах России, если Европа будет четко и последовательно придерживаться взятого курса. Скажем, независимый доступ к конечному потребителю очень даже на руку «Газпрому». Другое дело, что за него надо бороться, заставляя Европу делать то, что она декларирует. Ясно, что третий энергопакет такой возможности гарантированно не даст. «Последняя миля» до покупателя фактически останется под контролем крупных европейских энергокомпаний, которые могут не дать «Газпрому» доступа в трубу под самыми разными предлогами. Есть риск, что это будет либеральный рынок с большими оговорками. Но бороться надо не с самой либерализацией, а как раз с этими вредными оговорками.

Однако Европе тоже хотелось бы посмотреть, как же работает либеральный рынок. Пока у нее есть только опыт Британии. Но он весьма специфичен, по крайней мере по двум причинам. Несмотря на падения, все равно Британия добывает довольно много своего газа, а кроме того, это остров, и поэтому импортирует прежде всего сжиженный газ, лучше приспособленный для спотового рынка, чем газ трубопроводный. Так что все равно хотелось бы посмотреть, как же работает новая модель на континентальной части.

И вот тут может весьма пригодиться Украина. Может быть, мои рассуждения покажутся несколько циничными, но Европа понимает, что власть в Украине весьма слаба, и, возможно, ради далекой перспективы вступления в ЕС готова будет согласиться с апробацией нового европейского энергетического законодательства на своей территории.

Украина просится считаться европейской страной. Так давайте дадим ей это право. Тем более что далеко не факт, что Россия от этого проиграет. Попробуем посмотреть, что будет, если распространить новые правила ЕС на Украину.

В России почему-то уверены, что это приведет к необходимости продавать газ для ЕС на российско-украинской границе. Наоборот, это полностью противоречит философии третьего энергопакета. Еще раз повторю его главный принцип: либерализация доступа к инфраструктуре и отношений между производителями и покупателями. Иными словами, ставится задача снизить роль посредников в торговле газом. За счет чего Европа и рассчитывает получить удешевление газа для конечных потребителей – известно, что на горелке он стоит в разы дороже, чем при оптовых продажах. Но выиграть должны не только конечные покупатели, но и производители газа – их маржа вырастет. Понятно, кто должен проиграть – это посредники. А Украина – это целая страна-посредник. Если она начнет играть по правилам ЕС, ситуация резко поменяется.

Прежде всего компания НАК «Нафтогаз Украины» больше не сможет использовать свой статус собственника газопроводной системы.

Возьмем ситуацию с поставками газа на внутренний рынок Украины. Согласно известному договору от 19 января 2009 года, «Газпром» может напрямую реализовать в Украине 7,5 млрд. куб. м в 2009 году. Но хитрость в том, что «Нафтогаз» как собственник трубы заставляет «Газпром» продавать весь газ себе, а уже потом часть газа перепродает компании «Газпромсбыт Украина». Последняя уже и реализует его потребителям. Ситуация абсурдная. Если распространить третий пакет на территорию Украины, то «Газпром» будет вправе требовать прокачки газа до конечных потребителей в Украине, с которыми он сможет заключать прямые контракты. «Нафтогаз» уже не будет собственником газа, а сможет выполнять только функцию транзитера, обязуясь дать «Газпрому» недискриминационный доступ к трубе.

Туркменский фактор

Конечно, можно вспомнить про Туркмению. Ведь сейчас «Газпром» в основном поставляет в Украину именно туркменский газ. Давайте пойдем в своих предположениях дальше и допустим, что Россия также примет европейские правила игры. Тогда Туркмения получит место в российских газопроводах для прокачки своего газа до украинских потребителей. Выходит, что в выигрыше останется не Россия, а Туркмения, которая и будет получать основную выгоду от выхода на конечного потребителя в Украине.

Но тут есть два «но». Первое – количество свободного газа для Украины. Если будут построены две трубы – в Китай и Nabucco в Европу, то далеко не факт, что у Туркмении найдется газ для Украины. Посмотрим на цифры. Украина обычно добывает около 20 млрд. куб. м. В этом году, например, есть планы произвести 20,613 млрд. куб. м, что на 1,4% больше прошлого года. В хорошие годы (например, в 2008-м) импорт газа доходил до 55 млрд. куб. м. В этом году импорт может упасть до 33 млрд. куб. м. Но давайте поверим, что экономика в Украине еще сможет прийти в себя. Тогда ей нужно будет опять изыскивать не менее 50 млрд. куб. м в год. А если она еще и подпишется под новыми экологическими проектами ЕС и войдет в Копенгагенский договор, то тогда ей еще придется сокращать угольную генерацию.

В 2008 году Россия закупила в ЦАР 63 млрд. куб. м газа. Это, по сути, весь свободный объем экспорта из этого региона. В резкое увеличение добычи там не очень верится. А вот две упомянутые трубы отвлекут на себя примерно 50 млрд. куб. м. Второй момент заключается в том, что российским компаниям вполне по силам нарастить свое присутствие в центральноазиатском сегменте upstream. Тогда добываемый в Туркмении газ будут продавать в Украину они, а не туркменские концерны. Либерализация так либерализация.

Транзитные нюансы

Другая тонкость – цена транзита. Брюссель намерен создать специальный регулятор, который будет заниматься в том числе и конкурентным ценообразованием. Пока сложно понять, как это будет выглядеть, потому что сейчас цена транзита в Европе сильно колеблется в зависимости от страны. Но в договоре от 19 января взята за основу уже цена транзита в некоторых государствах ЕС. Да, на 2008 год предусмотрена скидка – так и газ мы продаем в Украину со скидкой. А доступ до конечного потребителя покроет эти издержки. Тем более что продавать напрямую «Газпром» сможет не 7,5 млрд. куб. м, а уже 30 или более млрд. куб. м.

Правда, совершенно не ясно, кто будет отвечать за техническое состояние трубы. Третий энергопакет пока эти моменты прописывает слабо. Но как раз будет возможность понять, как эффективно наказать транзитера в случае, если по техническим причинам он не способен гарантировать доставку газа до потребителя – как в Украине, так и в Европе. Естественно, что и закупка технологического газа будет зоной ответственности транзитера.

Европа согласно меморандуму от 23 марта хочет взять на себя ответственность за состояние газопровода. Пока, правда, инвестиций не видно. Но в любом случае ЕС не должен забывать свой самый главный принцип – свободный доступ к трубе для производителей газа. В общем, для России не все страшно. А украинским властям, прежде чем стремиться в ЕС, было бы неплохо прочитать европейское законодательство, в том числе и в области энергетики.

Автор: Константин Симонов

Источик: НГ-Энергия, 14.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики