Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Партнер или конкурент: чем грозит России турецкий газопровод

Партнер или конкурент: чем грозит России турецкий газопровод

Трансанатолийская магистраль представляет угрозу доминированию РФ на европейском рынке, но части ущерба можно и избежать

Минэнерго Турции 12 мая заявило, что 12 июня начнет функционировать Трансанатолийский газопровод (TANAP), соединяющий Турцию и Грузию с азербайджанским месторождением Шах-Дениз. Поначалу он сможет лишь немного улучшить энергетическую ситуацию в Малой Азии, однако Анкара надеется увеличить его мощности до 200 миллиардов кубометров сырья к 2021 году. Турция планирует стать новой транзитной столицей для иранского, азербайджанского и туркменского газа в Европу. России в этой ситуации предстоит решить, как относиться к газопроводу: как к конкурентному или партнерскому проекту.

Турецкая Республика в течение пяти-десяти лет станет крупным распределителем газа: по территории страны пройдут сразу несколько трубопроводов — TANAP из Азербайджана и «Турецкий поток» из РФ. Ближневосточная страна исторически находится на очень выгодной позиции: через ее земли проходит самый краткий торговый путь с Запада на Восток, так считали еще в античности. Теперь же Анкара хочет вернуть Анатолии этот статус, возведя на западе страны крупный центр перераспределения сырья. 

«На границе Турции с Грецией собираются построить газовый хаб, где она (Анкара) собирается смешивать российский газ, предназначенный для экспорта по «Турецкому потоку» в юго-восточную Европу, с азербайджанским газом по «Трансанатолийскому потоку», — рассказала «Шторму» эксперт Центра евро-атлантической безопасности, специалист по Турции и ЕС Юлия Кудряшова.

Выгодная географическая позиция позволит Анкаре устроить передел сфер экономического влияния в Европе. Новые газопроводы начнут появляться не только в Эгейском и Каспийском морях, но и в Средиземном. «Она (Турция) станет монопольным транзитером. По ее территории пойдет российский, азербайджанский, туркменский, иранский газ. Еще со временем можно подключить Египет и Израиль, хоть там и небольшие объемы. В итоге поставщиков множество, а транзитер один. Турция, как монополист, сможет любые условия ставить за транзит», — отметила Кудряшова.

В этой ситуации пересекаются национальные интересы трех сил: Брюсселя, Москвы и Анкары. Для Евросоюза TANAP и превращение Турции в транзитный хаб сулит одни лишь выгоды. Брюссель пытается добиться диверсификации источников сырья, повышения конкуренции на рынке и в результате снижения цен для граждан. Европа очень голодна: она нуждается в 531 миллиарде кубометров газа в год, и запросы растут. Кроме того, ЕС неоднократно обвинял Москву в том, то с российским газом из РФ приходят и попытки влиять на политику Союза. Теперь у Евросоюза будет два серьезных источника сырья. Если один из них будет использоваться для давления на Брюссель, то быстро потеряет рынок.

Для России TANAP может привести и к эпохе партнерства, и к жесткой конкуренции. С одной стороны, газа из РФ на рынке ЕС станет больше, увеличится охват. Российский «Турецкий поток» может объединиться и с TANAP в том самом распределительном центре во Фракии с другим сегментом газопровода — Трансадриатическим (TAP), который протянется из Греции в Италию. 

Рисков для России, впрочем, также станет больше. Во-первых, Еврокомиссия может просто не одобрить соединение двух магистральных сетей. Инфраструктура «Турецкого потока» уже готова в Черном море, завершается прокладывание труб по территории Малой Азии, но в ЕС он может и не выйти. Во-вторых, подключение Ирана к TANAP еще сильнее опустит цены на газ в Европе.

В-третьих, присоединяя российскую магистраль к турецкому центру распределения газа, Москва теряет контроль над ценами на сырье. «Невыгодно, чтобы увеличивалось количество поставщиков. Турция, если мы не будем выполнять ее условия, скажет, что может легко отказаться (от российского газа), потому что предложений у нее будет достаточно помимо нас», — подчеркнула Кудряшова.

Кроме того, Анкара, неоднократно показывавшая себя как не самого надежного партнера, может пытаться влиять уже на Москву. Стоит появиться каким-либо разногласиям по поводу политики РФ на Ближнем Востоке, Турция получит возможность угрожать отключением от центра перераспределения ради политических выгод. У России, конечно же, есть альтернативы: и старая, советская транзитная система через Украину в Австрию, и «Северные потоки» в Германию, — но потраченные на строительство инфраструктуры средства уже не вернутся. 


undefined
Скриншот: © Daily Storm

«Если обострятся политические отношения из-за каких-то проблем на Ближнем Востоке, Турция может своими контрактными обязательствами пренебречь. Если меняется внешнеполитическая конъюнктура — и даже внутриполитическая при нынешнем правительстве Эрдогана, Турция не будет надежным бизнес-партнером», — уверена Юлия Кудряшова.

Москве еще предстоит вести долгие и изнурительные переговоры с Анкарой и Брюсселем по поводу объединения трубопроводов. Сложнее всего будет договориться об условиях поставок: одно то, что Турция будет определять цену на газ — не выгодно для России. Пока что TANAP выглядит больше как конкурент, чем партнер «Газпрома».

Впрочем, слишком рано говорить о роли газопроводов через Малую Азию и Адриатическое море, рассказал «Шторму» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Партнерство проектов с «Турецким потоком» он исключает, но отмечает, что новая магистраль в ближайшее время ничего не изменит из-за ограниченности месторождения, из которого она ведет. «Нет ресурса у Шах-Дениза такого. Такой объем, который заявлен в стратегическом плане, далек от тех объемов, которые будут первоначальные», — подчеркнул Пасечник.

Эксперт добавил, что идея создания совместной инфраструктуры на базе TANAP и «Турецкого потока» на его памяти высказывалась лишь однажды. «И то это больше похоже на вымысел», — отметил аналитик. Сейчас, за месяц до открытия Трансанатолийской магистрали, ни о каком объединении и говорить смысла нет. 

«Почвы для обсуждения пока предметной не вижу. Еще не запущена система. В июне (TANAP) частично начнет работу, официальный старт — 12-го числа. Смысл объединять что-либо?! Мы должны свои магистрали завершить, они — свои», — добавил Пасечник.

Эксперт подчеркнул, что заинтересованным сторонам не раз придется встретиться для проработки взаимодействия на этом поприще, но повторил, что на данном этапе и говорить не о чем. «Пока таких планов нет, есть просто обсуждения в общем контексте европейского рынка газа по определению общего взаимодействия и диалога. Как разделять рынки или как их дополнять. Это даже не долгосрочная перспектива: нет таких идей вообще», — заявил аналитик.

В любом случае — если газ вообще не потеряет свою значимость на фоне развития альтернативных источников энергии, России придется привыкать к тому, что европейским рынком надо делиться. Конкурируй «Газпром» с TANAP или сотрудничай, так или иначе при появлении других источников сырья цены на газ в ЕС начнут снижаться. Москве лишь останется выбрать, насколько плавно стоимость газа будет падать. Этот вопрос Турция, если у нее получится построить центр перераспределения, сможет решить как вместе с Россией, так и без нее. 

Автор: Андрей Беленький

Источник: Daily Storm, 14.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики