Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евросоюз решил защищаться от американских санкций

Евросоюз решил защищаться от американских санкций

Накипело

Еврооптимисты в кой-то век оказались правы – страны ЕС не сдрейфили перед американским давлением в иранском вопросе, и не стали выходить из ядерной сделки. Причиной неожиданной смелости стало, безусловно, крайне неуважительное и эгоистичное поведение хозяина Белого дома по отношению к своим европейским союзникам. «Честно говоря, Европа должна быть благодарна президенту Трампу, — говорит глава Евросовета. Благодаря ему мы избавились от иллюзий. Он заставил нас осознать, что помочь себе мы можем лишь сами», цитирует бывшего польского премьера Deutsche Welle. 

Неизвестно, были ли в самом деле у европейских лидеров иллюзии по поводу Америки, но, во всяком случае, Трамп заставил их вспомнить о гордости. Вспомнили потому, что, во-первых, элементарно накипело. «Вопрос, разумеется, не в Иране, а в том, что европейцев справедливо не устраивает сложившийся формат отношений с США. Европа откровенно взбешена постоянными решениями американских судов, штрафующих европейские компании, а также односторонними мерами США, в данном случае с Ираном», — поясняет Эксперту Online европеист, сотрудник Высшей школы экономики Дмитрий Офицеров-Бельский. Во-вторых, столь демонстративное поведение Трампа вызывает запрос на ответ со стороны европейских избирателей. «Иранская стратегия Трампа реализуются за счет экономики Европы», — приводит Reuters жалобы представителей немецкого бизнеса. И если Ангела Меркель, Эммануэль Макрон и другие системные лидеры ЕС этот запрос не реализуют, то еще большее число избирателей перейдет в лагерь ультраправых европейских сил, а также евроскептиков. Так что на кону уже не только гордость, но и карьеры представителей европейского руководства.

Защитим и компенсируем

Именно поэтому на саммите ЕС — Западные Балканы в Софии страны-члены решили не поддаваться шантажу Трампа и оставаться в ядерной сделке с Ираном. «До тех пор пока иранцы будут уважать свои обязательства по сделке, ЕС будет соблюдать свои», - заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Здесь был один нюанс – иранцы четко заявили, что под соблюдением Европой своих обязательств Тегеран понимает защиту Евросоюзом европейских компаний, которые решатся остаться на иранском рынке после ввода американских санкций (имеющих, как известно, экстерриториальный характер). И Иран хотел бы услышать от лидеров ЕС методы защиты этих компаний.

Эти методы и были оглашены в Софии. Так, теперь на иранский кейс распространено т. н. «Блокирующее регулирование», принятое в 1996 году для защиты европейского бизнеса от санкций и ни разу до сегодняшнего дня не применявшееся. Согласно этому регулированию, европейские компании выводятся из-под действия экстерриториальных американских санкций, из-под решения иностранных судов, связанных с этими санкциями и им даже компенсируются убытки от них. Таким образом, Европа собирается институционально подготовиться к санкциям, которые США введут с августа 2018 года.

Кроме того, лидеры ЕС договорились об упрощении порядка предоставления финансирования и финансовых гарантий европейским проектам в Иране со стороны Европейского инвестиционного банка. Предоставленный «зеленый коридор», по мнению авторов идеи, должен нивелировать те сложности, которые могут возникнуть из-за вводимых американцами финансовых ограничений.

Наконец, возможно, Европе понадобится создать какую-то систему платежей с Ираном, поскольку американцы всерьез намерены отключить иранские банки от мировой финансовой системы, в том числе и от SWIFT. С последним, правда, у Трампа могут быть проблемы, ведь, по мнению некоторых экспертов, SWIFT будет прислушиваться к Брюсселю. Собственно, само руководство SWIFT, судя по его опубликованному FT заявлению, тоже не горит желанием вводить запреты.

Веры пока нет

Демонстративная готовность ЕС сопротивляться давлению США может, конечно, подорвать смысл американских санкций. «Теоретически, если Иран отключат от SWIFT, он все равно сможет торговать нефтью, но за евро и другие валюты. От торговли откажутся крупные трейдеры и напрямую не будут покупать нефть те компании, которые работают в США, а посредниками при покупке иранской нефти (при дальнейшей поставке в Европу) будут мелкие трейдеры», — говорит «Эксперт Online» сотрудник Финансового Университета Игорь Юшков. А вот что касается работы европейских компаний, то тут могут возникнуть проблемы.

Частный европейский бизнес озабочен не репутацией еврочиновников, а сохранением и приумножением собственных денег. Он потому и хотел бы работать в Иране, но особого доверия к реальным возможностям ЕС их защитить у бизнесменов нет. Не верят они и в сущностное наполнение самого «блокирующего регулирования». «Тогда это был не более чем инструмент торга и все вопросы удалось урегулировать политическими средствами», — говорит Дмитрий Офицеров-Бельский.

Неудивительно, что европейские компании тушуются. «Инвестировать в Иран собирались в основном крупные фирмы, и они, судя по всему, от своих планов откажутся. Просто потому, что имеют интересы на американском рынке», — говорит Игорь Юшков. Так, французская Total (год назад вошедшая в освоение 11-го блока крупнейшего газового месторождения Южной Парс) уже заявила о приостановке всех работ. По словам топ-менеджмента компании, они боятся, что вторичные санкции США лишат их возможности вести операции в долларах, а также поставят под вопрос безопасность американских активов компании на десять миллиардов долларов.

Насколько велика решимость ЕС защищать бизнес стран Союза, станет ясно уже в ближайшие недели, по наличию или отсутствию дополнительных шагов. Таким шагом может стать, например, заявление о готовности не просто идти с исками в ВТО, а вводить контрсанкции против американских компаний — в случае, если США будут облагать поборами европейские. Правда, для того, чтобы поверить в такую перспективу, нужно быть уже не просто еврооптимистом, а евромечтателем. 

Автор: Геворг Мирзаян

Источник: Expert.Ru, 19.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики