Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

"Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

Последнее заявление президента Украины Петра Порошенко по «Северному потоку-2» и украинской газотранспортной системе не выдерживает критики – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Украина продолжает критиковать «Северный поток-2»

Напомним, что Порошенко провел встречу с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд, после чего на итоговой пресс-конференции сделал заявление, что «Северный поток-2» вредит европейскому единству и не является коммерческим проектом.
 
При этом, если взять тезис про «европейское единство», то с Порошенко еще можно как-то согласиться – данный проект поддерживают ведущие западные экономики в лице Германии, Франции и Австрии, а против него выступают исключительно сателлиты США в лице Польши и государств Прибалтики, то тезис о том, что «Северный поток» не является коммерческим проектом, не выдерживает критики.
 
Это именно коммерческий проект, поскольку он выполняет ряд важных задач – во-первых, гарантирует поставки газа в Евросоюз, во-вторых, снижает цену за его транзит до конечного потребителя, а, в-третьих, является прямым следствием коллективных интересов.
 
«Северный поток-2», безусловно, является обоснованным проектом, причем его коммерческий смысл базируется на том основании, что Россия будет поставлять газ в Европу не только со своих традиционных месторождений, но и с севера, поэтому открытие данного маршрута серьезно снизит себестоимость газа по объективным экономическим причинам», - констатирует Митрахович.

Новый маршрут будет выгодней для конечных потребителей

Не говоря уже о том, что поставлять газ напрямую от поставщика к потребителю, т.е. германской национальной экономике, которая вследствие давления партии «Зеленые» отказывается от атомной энергетики, является коммерчески целесообразным.
 
«Однозначно, что поставки в Германию и Австрию через «Северный поток-2» будут более конкурентоспособными, чем тот транзит, который мы сегодня осуществляем через территорию Украины. Тем более, «Северный поток-2» наполовину принадлежит «Газпрому», и российская компания больше не будет перекладывать транзитные издержки на потребителя», - заключает Митрахович.
 
Все это только подтверждает то обстоятельство, что данные заявления украинского лидера являются стандартным популизмом, а единственная цель этих тирад заключается в стремлении Киева сохранить в прикосновенности свою газовую ренту.
 
«К тому же, нельзя забывать и про такое важное обстоятельство, что Киев постоянно поднимает тарифы на транзит российского природного газа, причем недавно на Украине были заявления о желании и дальше продолжать эту политику», - резюмирует Митрахович.

«Северный поток-2» по всем статьям превосходит украинский транзит

Неудивительно, что такая политика Украины только укрепляет уверенность заинтересованных сторон в том, что проект «Северный поток-2» является экономически обусловленным. Именно это и является причиной того, что Евросоюз поддерживает данный проект.
 
«Также нельзя забывать про то, что этот маршрут будет более современным, экологичным и технологически совершенным, чем те пути, которые еще в советское время были проложены через территорию Украины. Возможно, данный аргумент с виду не кажется в этом вопросе самым главным, но для наших европейских контрагентов он играет далеко не последнюю роль», - констатирует Митрахович.
 
Впрочем, утверждением про некоммерческую суть «Северного потока-2» Порошенко не ограничился и заявил, что его страна имеет уникальные возможности для транзита российского газа. При этом, очень хорошо известно, что газотранспортная система Украины после 2020 года потребует значительных инвестиций, которые обойдутся дороже стоимости «Северного потока-2».
 
«На практике ничего сверхуникального на Украине нет – да, там есть масштабная газотранспортная инфраструктура, которая была создана еще в советское время, но на этом ее исключительность и заканчивается», - заключает Митрахович.

Украине нечего предложить Евросоюзу

Как замечает эксперт, - да, на Украине есть большие газовые хранилища, но точно такие же инфраструктурные объекты в контексте «Северного потока-2» строятся и в Германии, поэтому данные возможности скоро никому не будут нужны.
 
«Достаточно здесь сказать, что в случае реализации «Северного потока-2» транзит газа через Украину сократится, и сразу будет видно, что никакой уникальности в украинских инфраструктурных объектах нет», - резюмирует Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, это подтверждает и то обстоятельство, что в 2018 году у Украины были серьезные проблемы вследствие локального сокращения транзита газа. Это привело к проблемам в поставках газа для местных потребителей, после чего выяснилось, что без масштабных поставок газа из России вся эта система просто не будет функционировать.
 
«Поэтому ничего уникального на Украине нет – европейцы без проблем могут перенести большую часть своего транзита российского газа на «Северный поток-2», после чего поставки газа через эту страну автоматически резко сократятся», - констатирует Митрахович.
 
Речь здесь идет о снижении транзита российского газа через Украину с 93 млрд кубометров до 40, а затем и до 15-20 млрд кубометров в год.
 
Все это только подтверждает тот факт, что ничего уникального на Украине нет, и у России с Евросоюзом есть все возможности для того, чтобы заменить эту страну в своей структуре газового обмена на проект «Северный поток-2».
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики