Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

"Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

Последнее заявление президента Украины Петра Порошенко по «Северному потоку-2» и украинской газотранспортной системе не выдерживает критики – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Украина продолжает критиковать «Северный поток-2»

Напомним, что Порошенко провел встречу с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд, после чего на итоговой пресс-конференции сделал заявление, что «Северный поток-2» вредит европейскому единству и не является коммерческим проектом.
 
При этом, если взять тезис про «европейское единство», то с Порошенко еще можно как-то согласиться – данный проект поддерживают ведущие западные экономики в лице Германии, Франции и Австрии, а против него выступают исключительно сателлиты США в лице Польши и государств Прибалтики, то тезис о том, что «Северный поток» не является коммерческим проектом, не выдерживает критики.
 
Это именно коммерческий проект, поскольку он выполняет ряд важных задач – во-первых, гарантирует поставки газа в Евросоюз, во-вторых, снижает цену за его транзит до конечного потребителя, а, в-третьих, является прямым следствием коллективных интересов.
 
«Северный поток-2», безусловно, является обоснованным проектом, причем его коммерческий смысл базируется на том основании, что Россия будет поставлять газ в Европу не только со своих традиционных месторождений, но и с севера, поэтому открытие данного маршрута серьезно снизит себестоимость газа по объективным экономическим причинам», - констатирует Митрахович.

Новый маршрут будет выгодней для конечных потребителей

Не говоря уже о том, что поставлять газ напрямую от поставщика к потребителю, т.е. германской национальной экономике, которая вследствие давления партии «Зеленые» отказывается от атомной энергетики, является коммерчески целесообразным.
 
«Однозначно, что поставки в Германию и Австрию через «Северный поток-2» будут более конкурентоспособными, чем тот транзит, который мы сегодня осуществляем через территорию Украины. Тем более, «Северный поток-2» наполовину принадлежит «Газпрому», и российская компания больше не будет перекладывать транзитные издержки на потребителя», - заключает Митрахович.
 
Все это только подтверждает то обстоятельство, что данные заявления украинского лидера являются стандартным популизмом, а единственная цель этих тирад заключается в стремлении Киева сохранить в прикосновенности свою газовую ренту.
 
«К тому же, нельзя забывать и про такое важное обстоятельство, что Киев постоянно поднимает тарифы на транзит российского природного газа, причем недавно на Украине были заявления о желании и дальше продолжать эту политику», - резюмирует Митрахович.

«Северный поток-2» по всем статьям превосходит украинский транзит

Неудивительно, что такая политика Украины только укрепляет уверенность заинтересованных сторон в том, что проект «Северный поток-2» является экономически обусловленным. Именно это и является причиной того, что Евросоюз поддерживает данный проект.
 
«Также нельзя забывать про то, что этот маршрут будет более современным, экологичным и технологически совершенным, чем те пути, которые еще в советское время были проложены через территорию Украины. Возможно, данный аргумент с виду не кажется в этом вопросе самым главным, но для наших европейских контрагентов он играет далеко не последнюю роль», - констатирует Митрахович.
 
Впрочем, утверждением про некоммерческую суть «Северного потока-2» Порошенко не ограничился и заявил, что его страна имеет уникальные возможности для транзита российского газа. При этом, очень хорошо известно, что газотранспортная система Украины после 2020 года потребует значительных инвестиций, которые обойдутся дороже стоимости «Северного потока-2».
 
«На практике ничего сверхуникального на Украине нет – да, там есть масштабная газотранспортная инфраструктура, которая была создана еще в советское время, но на этом ее исключительность и заканчивается», - заключает Митрахович.

Украине нечего предложить Евросоюзу

Как замечает эксперт, - да, на Украине есть большие газовые хранилища, но точно такие же инфраструктурные объекты в контексте «Северного потока-2» строятся и в Германии, поэтому данные возможности скоро никому не будут нужны.
 
«Достаточно здесь сказать, что в случае реализации «Северного потока-2» транзит газа через Украину сократится, и сразу будет видно, что никакой уникальности в украинских инфраструктурных объектах нет», - резюмирует Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, это подтверждает и то обстоятельство, что в 2018 году у Украины были серьезные проблемы вследствие локального сокращения транзита газа. Это привело к проблемам в поставках газа для местных потребителей, после чего выяснилось, что без масштабных поставок газа из России вся эта система просто не будет функционировать.
 
«Поэтому ничего уникального на Украине нет – европейцы без проблем могут перенести большую часть своего транзита российского газа на «Северный поток-2», после чего поставки газа через эту страну автоматически резко сократятся», - констатирует Митрахович.
 
Речь здесь идет о снижении транзита российского газа через Украину с 93 млрд кубометров до 40, а затем и до 15-20 млрд кубометров в год.
 
Все это только подтверждает тот факт, что ничего уникального на Украине нет, и у России с Евросоюзом есть все возможности для того, чтобы заменить эту страну в своей структуре газового обмена на проект «Северный поток-2».
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики