Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

"Страшный сон Европы": Порошенко противопоставил ГТС Украины "Северному потоку-2"

Последнее заявление президента Украины Петра Порошенко по «Северному потоку-2» и украинской газотранспортной системе не выдерживает критики – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Украина продолжает критиковать «Северный поток-2»

Напомним, что Порошенко провел встречу с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд, после чего на итоговой пресс-конференции сделал заявление, что «Северный поток-2» вредит европейскому единству и не является коммерческим проектом.
 
При этом, если взять тезис про «европейское единство», то с Порошенко еще можно как-то согласиться – данный проект поддерживают ведущие западные экономики в лице Германии, Франции и Австрии, а против него выступают исключительно сателлиты США в лице Польши и государств Прибалтики, то тезис о том, что «Северный поток» не является коммерческим проектом, не выдерживает критики.
 
Это именно коммерческий проект, поскольку он выполняет ряд важных задач – во-первых, гарантирует поставки газа в Евросоюз, во-вторых, снижает цену за его транзит до конечного потребителя, а, в-третьих, является прямым следствием коллективных интересов.
 
«Северный поток-2», безусловно, является обоснованным проектом, причем его коммерческий смысл базируется на том основании, что Россия будет поставлять газ в Европу не только со своих традиционных месторождений, но и с севера, поэтому открытие данного маршрута серьезно снизит себестоимость газа по объективным экономическим причинам», - констатирует Митрахович.

Новый маршрут будет выгодней для конечных потребителей

Не говоря уже о том, что поставлять газ напрямую от поставщика к потребителю, т.е. германской национальной экономике, которая вследствие давления партии «Зеленые» отказывается от атомной энергетики, является коммерчески целесообразным.
 
«Однозначно, что поставки в Германию и Австрию через «Северный поток-2» будут более конкурентоспособными, чем тот транзит, который мы сегодня осуществляем через территорию Украины. Тем более, «Северный поток-2» наполовину принадлежит «Газпрому», и российская компания больше не будет перекладывать транзитные издержки на потребителя», - заключает Митрахович.
 
Все это только подтверждает то обстоятельство, что данные заявления украинского лидера являются стандартным популизмом, а единственная цель этих тирад заключается в стремлении Киева сохранить в прикосновенности свою газовую ренту.
 
«К тому же, нельзя забывать и про такое важное обстоятельство, что Киев постоянно поднимает тарифы на транзит российского природного газа, причем недавно на Украине были заявления о желании и дальше продолжать эту политику», - резюмирует Митрахович.

«Северный поток-2» по всем статьям превосходит украинский транзит

Неудивительно, что такая политика Украины только укрепляет уверенность заинтересованных сторон в том, что проект «Северный поток-2» является экономически обусловленным. Именно это и является причиной того, что Евросоюз поддерживает данный проект.
 
«Также нельзя забывать про то, что этот маршрут будет более современным, экологичным и технологически совершенным, чем те пути, которые еще в советское время были проложены через территорию Украины. Возможно, данный аргумент с виду не кажется в этом вопросе самым главным, но для наших европейских контрагентов он играет далеко не последнюю роль», - констатирует Митрахович.
 
Впрочем, утверждением про некоммерческую суть «Северного потока-2» Порошенко не ограничился и заявил, что его страна имеет уникальные возможности для транзита российского газа. При этом, очень хорошо известно, что газотранспортная система Украины после 2020 года потребует значительных инвестиций, которые обойдутся дороже стоимости «Северного потока-2».
 
«На практике ничего сверхуникального на Украине нет – да, там есть масштабная газотранспортная инфраструктура, которая была создана еще в советское время, но на этом ее исключительность и заканчивается», - заключает Митрахович.

Украине нечего предложить Евросоюзу

Как замечает эксперт, - да, на Украине есть большие газовые хранилища, но точно такие же инфраструктурные объекты в контексте «Северного потока-2» строятся и в Германии, поэтому данные возможности скоро никому не будут нужны.
 
«Достаточно здесь сказать, что в случае реализации «Северного потока-2» транзит газа через Украину сократится, и сразу будет видно, что никакой уникальности в украинских инфраструктурных объектах нет», - резюмирует Митрахович.
 
По словам Станислава Павловича, это подтверждает и то обстоятельство, что в 2018 году у Украины были серьезные проблемы вследствие локального сокращения транзита газа. Это привело к проблемам в поставках газа для местных потребителей, после чего выяснилось, что без масштабных поставок газа из России вся эта система просто не будет функционировать.
 
«Поэтому ничего уникального на Украине нет – европейцы без проблем могут перенести большую часть своего транзита российского газа на «Северный поток-2», после чего поставки газа через эту страну автоматически резко сократятся», - констатирует Митрахович.
 
Речь здесь идет о снижении транзита российского газа через Украину с 93 млрд кубометров до 40, а затем и до 15-20 млрд кубометров в год.
 
Все это только подтверждает тот факт, что ничего уникального на Украине нет, и у России с Евросоюзом есть все возможности для того, чтобы заменить эту страну в своей структуре газового обмена на проект «Северный поток-2».
 
Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 22.05.2018


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики