Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жизнь после "Северного потока-2": ЕС назвал главное условие продолжения транзита через Украину

Жизнь после "Северного потока-2": ЕС назвал главное условие продолжения транзита через Украину

Линия Евросоюза на проведение трехсторонних переговоров по транзиту российского газа через территорию Украины является логичной и соответствует той политике, которую по этому вопросу выдерживает Брюссель – считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Евросоюз настаивает на новом соглашении России и Украины

Заместитель главы Еврокомиссии Марош Шефчович предложил «Газпрому» и «Нафтогазу» провести очередной раунд переговоров по заключению нового соглашения по поставкам российского газ через территорию Украины.

Примечательно, что эти переговоры по планам Шефчовича должны состояться уже в ближайшие недели, причем Брюссель намерен добиваться сохранения долгосрочного и коммерчески выгодного транзита российского газа через территорию Украины. При этом, проблема здесь заключается в том, что действующее соглашение истекает в 2019 году и Россия не горит желанием его продлевать. 

При этом, в Евросоюзе вместе с Германией и Францией не раз заявляли, что европейцы намерены сохранить транзит российского газа через территорию Украины, несмотря на то, что они также поддерживают реализацию проекта «Северный поток-2».

Впрочем, это логично, ведь даже после постройки «Северного потока-2» на долю Украины останется порядка 20 млрд кубов газа, который потребляют государства восточной Европы. Для того, чтобы полностью избавиться от этого маршрута, России необходимо реализовать даже не вторую нитку «Турецкого потока», а изначальный проект «Южного потока» в полном его масштабе. 

Евросоюз реализует здесь двойственную политику

Все это свидетельствует о двойственной политике Евросоюза по Украине – с одной стороны, европейцы формально поддерживают Киев по энергетическим вопросам, с другой – они оказывают полное содействие реализации «Северного потока-2».

Тем более, нельзя не отметить ремарку Шефчовича про коммерчески выгодный транзит российского газа через Украину по той причине, что это является очевидной реакцией Брюсселя на ценовую политику, которую в этом вопросе реализует Киев.

Дело в том, что украинцы постоянно поднимают тарифы на транзит российского газа, в результате чего, его стоимость является очень высокой и заметно превосходит те издержки, которые понесут европейские потребители в контексте «Северного потока-2». Так что, это очень важный фактор для Евросоюза и неудивительно, что Шефчович упомянул о нем в этом вопросе.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что такое соглашение имеет перспективу по той причине, что Россия и Евросоюз не могут полностью отказаться от транзита природного газа через Украину. 

Новое соглашение между Россией и Украиной должно строиться на примате экономики

«Европейцы в данном вопросе выполняют посредническую функцию, поскольку в Брюсселе прекрасно понимают, что в рамках двусторонних переговоров между собой Россия и Украина ни о чем не договорятся. К тому же, здесь существует явная привязка к «Северному потоку-2» по той причине, что европейцам необходимо смягчить всю эту историю, которая связана с данным проектом», - констатирует Юшков.

Евросоюзу, безусловно, нужен «Северный поток-2», но по политическим причинам Брюссель также не может игнорировать и рассуждения о том, что реализация данного проекта приведет к серьезному ослаблению экономических позиций Украины.

«Также здесь играет роль противоречие – раз Евросоюз требует от России, чтобы все газопроводы из нашей страны в Европу носили не политический, а экономический характер, то аналогичное требование нужно предъявить и Украине. Ведь украинцы на сегодня по политическим причинам необоснованно завышают цену за транзит российского газа», - заключает Юшков.

Брюссель хочет деполитизировать данный вопрос и организовать конкуренцию между двумя транзитными путями – Украиной и «Северным потоком-2», которая должна строиться на экономических началах и быть вне актуальной геополитики. 

Новое соглашение может базироваться только на рыночной цене

«Для этого необходимо обговорить условия поставок газа через Украину, чтобы добиться рентабельности этого пути. Ведь европейцы согласились на строительство «Северного потока-2» именно по экономическим причинам», - резюмирует Юшков.

Украинцы в этом плане ведут себя неразумно – постоянно повышают тарифы, пытаясь повысить даже текущую и так уже очень большую цену за транзит российского газа – для этого они даже дважды обращались в Стокгольмский арбитраж.

«Ведь если ситуация сложится так, что Россия все-таки согласится оставить, допустим, 40 млрд кубометров транзита газа через Украину, то Киев сразу может затребовать в качестве оплаты необоснованную цену», - констатирует Юшков.

Соответственно, как считает Игорь Валерьевич, в идеале здесь должен быть подписан долгосрочный контракт, в котором бы не фигурировало положение об обязательствах на прокачку природного газа, и который бы устанавливал четкие и рыночные цены за транзит. 

«Это было бы идеально, ведь даже если мы построим все наши газотранспортные проекты, у европейцев все равно может возникнуть дополнительный спрос на природный газ, и поэтому нам придется снова задействовать Украину», - заключает Юшков.

Таким образом, четкий трехсторонний договор с фиксированными ценами и без обязательных объемов транзита нам был бы выгоден, поэтому данное предложение Шефчовича имеет практическую перспективу.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 23.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики