Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: у Киева нет иного выхода, кроме как переговоры с Москвой по газу

Эксперт: у Киева нет иного выхода, кроме как переговоры с Москвой по газу

Еврокомиссия призвала Москву и Киев начать трехсторонние переговоры по газу. Эксперт в области энергобезопасности Алексей Гривач в эфире радио Sputnik предположил, с чем связана подобная позиция ЕК в вопросе украинского транзита.

Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович призвал Россию и Украину начать трехсторонние переговоры по газу.

Он напомнил, что в прошлом такие переговоры доказали свою эффективность.

По мнению Шефчовича, этот диалог надо начать как можно скорее, "чтобы посмотреть на транзит газа через Украину после 2019 года".

Вице-президент ЕК отметил, что конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в сфере энергетики имеет первостепенное значение для ЕС. Поэтому Еврокомиссия постоянно выступает за сохранение транзита российского газа через Украину в страны Евросоюза. 

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в эфире радио Sputnik предположил, с чем связана позиция Еврокомиссии в этом вопросе.

"Мне кажется, что господин Шефчович хочет перехватить инициативу у властей Германии, которые, по сути, инициировали процесс этих переговоров. Сначала глава МИД приезжал в Москву, затем министр экономики совершил вояж в Россию и на Украину, где, в частности, обсуждал возможность и перспективы заключения нового транзитного соглашения между Россией и Украиной после 2019 года или после того, как контракты будут расторгнуты в результате арбитражного разбирательства, которое сейчас ведется. Видимо, Еврокомиссия хочет взять этот процесс под свой контроль. Хотя она в данном случае менее "комфортный" участник и посредник. Потому что представители ЕК не раз демонстрировали, что их задача – заблокировать "Северный поток-2". А это, соответственно, будет сдерживающим, ограничивающим фактором для достижения компромиссного и взаимовыгодного решения по украинскому транзиту", – сказал Алексей Гривач.

По его мнению, в данном случае у Украины нет другого выхода, как пойти на переговоры с РФ.

"Если Украина откажется – это будет еще одним фактом в пользу того, чтобы максимально быстро и в полном объеме реализовать "Северный поток-2". Отказ Украины от переговоров еще раз покажет, что украинцы – не самый надежный контрагент. Поэтому у Киева, в принципе, нет выхода. Если они будут вести себя неадекватно, то это лишь укрепит ту же Германию во мнении, что надо еще больше, еще активнее поддерживать "Северный поток-2". Сейчас они (немцы – ред.) поддерживают этот проект, но при этом говорят, что нужно помочь украинцам. Но если украинцы не захотят помочь себе сами, то здесь Германия может "умыть руки"", – заключил эксперт.

В декабре 2017 года и феврале этого года Стокгольмский арбитраж вынес решения по спорам "Газпрома" и "Нафтогаза" в отношении контрактов на поставку и транзит газа соответственно. По итогам взаимозачета "Газпром" оказался "должен" украинской компании 2,56 млрд долларов. Москву это не устроило, и она обжаловала решение, а также объявила о расторжении контрактов. 

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год от РФ через Балтийское море до Германии. Его планируется построить рядом с действующим "Северным потоком". Компания-оператор проекта Nord Stream 2 AG уже получила разрешения, необходимые для строительства участка морского газопровода в территориальных водах Германии и приемного терминала в этой стране. Кроме Германии, все необходимые разрешения выдала Финляндия. Подготовительные работы на морском участке в Финляндии уже начаты. 

Против реализации проекта выступает ряд стран, в частности, Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, имеющие амбициозные планы экспорта в Европу своего сжиженного природного газа. 

Источник: РИА Новости, 23.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции очередного года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь он не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики