Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политический газопровод Nabucco

Политический газопровод Nabucco

13 июля в Турции подписано соглашение о строительстве газопровода Nabucco. Главы правительств Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии, Австрии и Германии встретились в Анкаре, чтобы решить судьбу восьмимиллиардного проекта. Газопровод поведет топливо в Европу в обход России, что, как признают эксперты, ударит по российским экспортерам. Однако главной проблемой альтернативного маршрута остается наличие газа, которым придется заполнять трубу. Основные поставщики, на которых рассчитан Nabucco, пока не доказали, что затраты на строительство оправдают себя.

Крупнейший энергетический, и, как считают многие, одновременно даже политический проект — газопровод Nabucco стоимостью почти 8 миллиардов евро. Его называли провальным и прорывным, бесполезным и эффективным. Сейчас, очевидно, настало время для очередного возрождения.

Страны-идеологи проекта никогда не были так близки к цели, хотя и сейчас газопровод, конечно, — это только схемы на бумаге, даже не чертежи, признает Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов: «Это, конечно, бумажный этап, потому что в принципе Nabucco даже не имеет маршрута на территории Турции, по нему нет ещё бизнес-плана. Это пока чисто символическая вещь. Как бы Европа и США решили, что он должен быть. Но, тем не менее, это бумажный этап, но важный. Впервые у Nabucco впереди забрезжил источник газа. У него нет маршрута, у него нет спроса пока. Этот газ тоже неизвестно, будет, не будет. Но, тем не менее, Туркмения символически обещает газ».

На самом деле страны-экспортеры до сих пор не определились-то ли Туркмения, то ли Иран будут рассчитывать на место в трубе. Конечно, у Азербайджана свои планы. В конце концов, не зря там в последние годы многочисленные западные компании вкладывали капитал в энергоразработки, стараясь оккупировать эту сферу. Ну, а что там будет через несколько лет, предположить сложно, да и даже схематично ещё не распределено, кто и как будет перегонять газ. Туркменское топливо и так идет в Европу, но через Россию. Скоро часть запасов у Ашхабада перекупит Китай. С чем тогда останется Европа, не всем понятно. Гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов считает, что выигрывают от этого только поставщики: к ним повышается внимание. «Азербайджан выигрывает, потому что комфортная цена, — объясняет Симонов. — Вот мы подписали договор, дальше он едет в Брюссель и говорит: „Ребята, если не платите мне такую цену, все продаю русским“. Туркмения вообще в шоколаде — все бегают и уговаривают её. Кто виноват в этом? Мы разве? Европейский Союз сознательно надул, как шарик, политические амбиции таких государств, как Туркмения, Азербайджан и прочие».

Пока проект остается на бумаге, создателей Nabucco мало волнуют детали. Сейчас для них главное — это договоренность. Турция и четыре страны ЕС — Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия — наконец согласовали свои позиции, что и позволило выйти на, как многие считают, финишный этап реализации амбициозного проекта. Его амбициозность состоит главным образом в том, что само его существование — это своего рода попытка Европы доказать, что она может обойтись и без российского газа. Не вообще, конечно, но хотя бы на то время, когда возникнут проблемы с транзитерами, подводившими уже не раз. А здесь топливо будет идти через других посредников через Турцию и Балканы дальше в Европу — проект явно неприятный для российских экспортеров. А тут ещё и ситуация на рынке сложилась не лучшим образом: «Газпром» сократил объемы закупок туркменского топлива, появились излишки, которые в будущем Ашхабад может пустить в обходную трубу. Хотя Леонид Григорьев не склонен завышать способности поставщиков и возможности самой трубы. Тут все же очень много политики. Таким и был изначально проект. «Он изначально был политическим, — считает Григорьев. — Энергетическое его значение очень небольшое. Просто мы привыкли, что такой громкий политический пресс, что забыли, что это такой маленький проект. Если его построят, то это половина «Южного потока», это половина «Северного потока», это немножко больше «Голубого потока». Это четверть от того, что у нас проходит в год через Украину в Европу. То есть это небольшой проект, составляющий несколько процентов потенциального европейского потребления. Он не меняет ничего в балансе. Конечно, это конкурент «Южному потоку», конечно, это конкурент различным интересам «Газпрома».

Это действительно малоприятный для России момент. Nabucco принижает ценность другого масштабного проекта — «Южный поток». Это ещё один газопровод, идущий по дну Черного моря, который строит Россия и который уже страдает. Болгария буквально накануне подписания соглашения по Nabucco заявила, что замораживает все сделки по «Южному потоку». Этот газопровод также должен поставлять топливо через Балканы в Европу. Греция, Италия, Сербия, Венгрия и Австрия попадают в зону охвата, но очевидно, что теперь европейские партнеры делают ставку на альтернативный вариант. Заявление Болгарии, казалось бы, должно задеть Москву, но наблюдатели не спешат сокрушаться. Здесь опять же присутствует политика. На самом деле ничего страшного, уверяет Константин Симонов из Фонда национальной энергобезопасности: «Политическое заявление премьера Болгарии, который пришел под популистскими лозунгами. Сейчас, естественно, тоже будет говорить, что Россия — это же ужасно, будет подписывать все эти документы. Но я ещё раз говорю: правительство в Болгарии сменится ещё 10 раз. Эта риторика вполне логична, потому что, напомню, когда Болгария вступила в ЕС, Евросоюз дал огромную кучу денег на всякие проекты. Будем откровенны, эти деньги там зачастую тоже улетучивались в неизвестных направлениях. Чтобы не привлекать внимания к разворовыванию европейских денег, естественно, правительство Болгарии сейчас будет бить в бубны и кричать: «Nabucco, Nabucco».

О том, что проект Nabucco — это не только газ для многих стран, подписавшихся под соглашением, говорит многое. В конце концов, даже сама обстановка, в которой правительства подписывали соглашение, несколько необычная. В Анкару приехал грузинский лидер Михаил Саакашвили, хотя, казалось бы, что ему делать на этой встрече? Американские представители активно продвигали проект. Так что политический момент явно присутствует, и его все ощущают, но стараются о нем не говорить, комментирует Константин Симонов: «Если бы Европа говорила полную правду и сказала бы простую вещь: «Нам, в смысле Европе, к 2015 году нужно будет дополнительно 110–120 миллиардов кубометров газа. Это означает, что нам надо построить четыре Nabucco». Это безо всякой России. Тогда было бы понятно, что действительно Европа нуждается в дополнительных объемах газа, и она решает проблему новых источников поставок. Но Европа, к сожалению, говорит по-другому. Она говорит о том, что самая страшная угроза — это Россия, и мы сделаем все, чтобы от России избавиться, и Nabucco спасет нас от России. Отсюда весь этот драматизм. Каждую неделю мы внимательно слушаем, что там с Nabucco, что там с «Южным потоком».

Если суммировать все возможности трубопроводов, идущих на Запад, и учесть потребности Европы, то в целом роль Nabucco уже не кажется такой влиятельной. Потому эксперты склонны считать, что все-таки «Южному потоку» как конкуренту Nabucco ничего в принципе не угрожает. Мораторий со стороны Болгарии — это не потеря, а скорее заметка на будущее, в котором многое может измениться. «Я вас уверяю, Болгария, как и Турция, все подписывает. Главное — денег-то никто не требует. И Туркменистан под всем подписывается», — комментирует Симонов.

Говоря о Nabucco, многие эксперты признают, что он нужен его создателям главным образом для возможности продемонстрировать свою газовую независимость от России. В плане энергетики и стабильности поставок проект не так уж и масштабен. Ну, а, кроме того, вслед за очередным приливом сил и подписанием соглашения может наступить очередной застой, а то и аналогичный болгарскому мораторий на какие-нибудь обязательства. Быстрая перемена позиций по стратегическим вопросам вполне возможна, особенно когда речь идет о многих миллиардах евро.

Автор: Николай Осипов

Источник: Вести FM, 13.07.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики