Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сбалансировать риски: Москва настоит на "российском сценарии" смягчения квот ОПЕК+

Сбалансировать риски: Москва настоит на "российском сценарии" смягчения квот ОПЕК+

Обсуждение Александром Новаком и Халедом аль-Фалехом возможности ослабления квот в рамках ОПЕК+‍ в первую очередь нужно Саудовской Аравии, нежели России. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

"Саудовская Аравия стремится переформатировать сделку, как как сейчас Венесуэла перевыполняет условия сделки, добывая существенно меньше нефти, чем могла бы из-за внутриполитических проблем. Есть у Эр-Рияда ожидания, что санкции США заставят Иран существенно снизить добычу. Саудиты надеются эти "недоборы" перераспределить в первую очередь между собой и Россией, чтобы общий объем добычи остался на прежнем уровне, а на их долю пришлось больше доходов.

Понять Эр-Рияд можно: национальную компанию Saudi Aramco готовят к IPO (первичному акционированию), и сейчас нужно показать ее максимальную производительность и доходность. Но для России повышение ее квоты не столь актуально: к сделке ОПЕК+ наша страна пришла на историческом максимуме нефтедобычи, что позволило безболезненно войти в сделку. Саудовская Аравия же была на своем стандартном уровне, и теперь вынуждена "ужиматься" в доходах. Отсюда упорное желание их увеличить за счет дополнительного экспорта", - отмечает специалист. 

Министр энергетики России Александр Новак и его коллега из Саудовской Аравии Халед аль-Фалех накануне обсудили возможность ослабления квот по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Об этом рассказал Новак в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018). Аль-Фалих заявлял, что ОПЕК и ее союзники рассматривают вероятность смягчения условий сделки по сокращению добычи нефти. "Страны ОПЕК+ нацелены на баланс на рынке, а не на избыточную коррекцию, и Саудовская Аравия, и Россия планируют провести еще, по крайней мере, две встречи до переговоров в июне в Вене", - заявил аль-Фалих.

"Вряд ли Москва с восторгом воспринимает предложения Эр-Рияда пересмотреть условия нефтяного соглашения. Любое движение в этом направлении приведет к заголовкам в СМИ в духе "Сделка ОПЕК+ трещит по швам" или "ОПЕК повышает добычу". на это сразу отреагируют трейдеры, начав продавать фьючерсы. Логика проста: сейчас они стоят дорого, но при повышении уровня добычи вновь возникнет переизбыток предложения, а значит, по нынешней цене нужно продать как можно больше.

Такие действия приведут к резкому падению нефтяных цен на мировом рынке, что не нужно никому. Потому в вопросе перераспределения квот нужно действовать очень осторожно и поступательно. На мой взгляд, в ходе июньской встречи в Вене утверждения новых квот добычи ждать не стоит. Однако детальный анализ рынка с учетом всех факторов участники сделки проведут", - подчеркивает аналитик.

Иран, Венесуэла, США

ОПЕК и ряд не входящих в организацию стран (ОПЕК+) договорились в конце 2016 года в Вене о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 миллиона баррелей в сутки с уровня октября 2016 года, из которых 300 тысяч приходятся на Россию. Целью соглашения стала ликвидация излишков предложения нефти на рынке, чтобы добиться рыночной стоимости сырья. Сделка стартовала с начала 2017 года и уже дважды продлевалась, последний раз - до конца 2018 года. Уже в день подписания соглашения цена барреля начала расти. 

В апреле президент США Дональд Трамп заявил, что ОПЕК искусственно завышает цены на нефть. Он добавил, что действия организации являются неприемлемыми. А в начале мая Трамп сообщил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, что привело к росту мировых цен на нефть. В итоге 17 мая баррель Brent впервые с 2014 года превысил $80.​

"К июню все еще не будет ясна ситуация с Ираном. С одной стороны, санкции США привели к тому, что европейские компании заявляют об уходе из Ирана. С другой, Евросоюз принимает закон, который оградит бизнес ЕС от американских санкций. В итоге торговое положение Ирана быстро не прояснится, и это не даст возможность обсудить перераспределение льгот. Опять же нужно выяснять, готова ли отказаться Венесуэла от своей неиспользуемой части квот.

Кроме того, перераспределение квот Венесуэлы и Ирана вызовут у последнего яростный протест – Тегеран и Эр-Рияд давно "в контрах", и посягательство на свои интересы Иран воспримет как личную обиду. Делить квоты Венесуэлы и Ирана одновременно гораздо удобнее – это создает ощущение справедливости общего процесса в рамках сделки, это более мягкий вариант.

Потому в июне мы изменения условий соглашения ОПЕК+, на мой взгляд, не увидим – будут лишь заявления, что участники рассматривают этот вопрос. В лучшем случае, если ситуацию с Ираном все же удастся четко обозначить, перераспределение квот произойдет в августе", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.05.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.
Цифровизация и ее последствия для нефтегаза: мифы и возможная реальность

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики